Уважаемые Коллеги!
Хочу поведать Вам одновременно очень грустную и очень смешную историю о том, как я, Дон В.В., директор Балтийского тендерного центра, стал первым закупочным диссидентом в истории российских закупок, а также о причине, по которой Минфин России допускает так много ошибок в текстах своих нормативных правовых актов в сфере закупок и вынужден их постоянно переписывать (т.е. в переводе на законодательный язык – «реформировать»).
Как оказалось, причина заключается не в вероятной тотальной некомпетентности исполнителей, реализующих так называемую «3-ю реформу госзакупок», и оказывающих им протекцию должностных лиц, а, как в той известной юмористической песне В. Высоцкого про один из старейших народов в мире: «Кругом одни евреи…»:
«Вот если в кране нет воды,
То воду выпили - кто бы вы думали?..»
Несмотря на то, что я, Дон В.В., насколько мне известно не отношусь я к этому старейшему и уважаемому народу в мире (хотя все мы люди произошли от одного общего предка Адама), но, по всей видимости, поскольку чем-то похож на еврея - наверное, наличием похожего чувства юмора (пояснение: надо всё-таки у мамы уточнить, что там с тётей Раей из Санкт-Петербурга или с нашим соседом), то оказался виноват в том, что сотрудники «регулятора» контрактной системы так плохо выполняют свою работу.
Однако, не буду утомлять читателя и перейду к изложению своей истории.
В период с 01-го по 04 октября 2019 года находился в г. Челябинске на конференции по госзакупкам, которое проводилась Главным контрольным управлением Челябинской области.
Во время проведения конференции – со второй половины 02 октября - мне начали усиленно названивать представители правоохранительных органов и органов прокуратуры Калининградской области.
Сначала позвонил неизвестный оперативник из Отделения МВД России по Центральному району г. Калининграда (пояснение: зарегистрирован в данном районе г. Калининграде), который мне сообщил о том, что меня «вызывают в связи с изъятием документов» по какому-то делу в отношении моей организации.
Если честно, то из объяснений данного оперативного работника ни черта не понял (пояснение: как выяснилось позже он и сам не очень понимал, что он мне говорил, но ему дали команду меня разыскать), кроме необходимости явиться в УБЭП.
На требования немедленно явиться в полицию, резонно и вежливо ответил оперативному работнику, что расстояние между Калининградом и Челябинском составляет более 2500 км, а потому выполнить его требование физически невозможно, так как, к сожалению, не обладаю способностью к телепортации. Пообещал посетить МВД России в первый же рабочий день после возвращения в Калининград – 07 октября 2019 года.
Поскольку ничего не понял, то подумал, что это может быть связано с какими-то крупными закупками, которые сопровождаю, либо с попыткой административного давления на меня со стороны конкурентов или правоохранительных органов, которым чем-то помешал в рамках своей профессиональной деятельности (например, невольно помешал проведению «борьбы с коррупцией» - проведению каких-либо оперативно-разыскных мероприятий).
Однако, вопрос: чем помешал, оставался для меня открытым, так как уже больше года в закупки, могущие заинтересовать правоохранительные органы, стараюсь не вмешиваться. Осуществляю только правовое консультирование заказчиков по вопросам осуществления текущей закупочной деятельности и общественную деятельность (лекции, публикации).
Тем не менее, Россия страна, в которой действует пословица «от сумы и от тюрьмы не зарекайся», а Уголовный кодекс РФ – это книга, в которой описаны все возможные ситуации российской действительности. Поэтому вынужден был отказаться от дальнейшей развлекательной программы в рамках конференции в г. Челябинске, а вместо отдыха после конференции – 03 октября предпринимать действия, которые уместны в такой ситуации:
1. Выучил наизусть телефон своего адвоката и распихал его номер по всем предметам одежды.
2. Передал управление своим бизнесом доверенным лицам, чтобы возможный арест или задержание не влияли на деятельность организации и люди получали свою зарплату.
3. Составил инструкции на предмет возможного «закрытия» в отношении дальнейшей профессиональной деятельности.
4. Наконец, дал поручение работникам закупить мешок сухарей на всякий случай.
После этого решил лечь спать, чтобы прилететь домой отдохнувшим и готовым к любому развитию событий.
Но поспать мне 03 октября в г. Челябинске также не удалось, так как мне позвонил помощник прокурора Центрального района г. Калининграда. Он тоже первоначально потребовал немедленной к нему явки, но, узнав, что я нахожусь в Челябинске, договорился со мной о беседе в Прокуратуре 07 октября 2019 года. При этом разъяснил, что оперативник, который ранее мне звонил что-то попутал – ни в какой УБЭП меня не вызывают, а оперативным работникам просто давалось прокурорское поручение обеспечить мою явку в органы Прокуратуры. Причины моего вызова работник Прокуратуры мне по телефону не объяснил, а пообещал рассказать всё при личной встрече.
Что же могло понадобиться от меня органам прокуратуры РФ? Этот вопрос мучил моё любопытство почти все выходные.
Наконец, наступил понедельник – 07 октября 2019 года и я, Дон В.В., прибыл в прокуратуру Центрального района г. Калининграда.
Узнав причину своего вызова в органы Прокуратуры, вынужден был попросить выйти из кабинета, так как не мог сдерживать чувство хохота.
Оказалось, что причиной вызова является письмо Минфина России от 09.08.2019 г. № 24-06-06/60141 «О направлении информации» за подписью и.о. министра А.М. Лаврова в адрес Генеральной прокуратуры РФ. Напоминаю тем, кто не знает, что Лавров А.М. – это зам. министра финансов РФ, который курирует Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, реализующий так называемую «3-ю реформу госзакупок» - Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Ознакомиться с текстом письма Минфина России от 09.08.2019 г. № 24-06-06/60141 можно по ссылке: http://zakupki-portal.ru/novosti/viktor-don-avtorskie-materialy/pismo-minfina-rossii-ot-09-08-2019-g-24-06-06-60141-o-napravlenii-informacii/
Как следовало из текста данного письма, имеющего гриф «Для служебного пользования», на меня, Дон В.В., обиделись сотрудники курируемого Лавровым А.М. Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы:
- по их мнению, изложенному в этом в этом «засекреченном» письме, я, Дон В.В., «явно не уважаю» Минфин России и его должностных лиц, а также систематически их оскорбляю тем, что публично критикую и откровенно смеюсь над абсурдными действиями сотрудников этого Департамента в процессе реформирования законодательства в сфере закупок (пояснение: на самом деле смеётся значительная часть профессионального сообщества, но только я, Дон В.В., делаю это столь откровенно).
По всей видимости, это травмирует нежную психоэмоциональную структуру сотрудников Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, так как любая публичная критика, вероятно, вредна для исполнения своих обязанностей гражданскими служащими.
В связи с этим Минфин России в лице курирующего этот Департамент зам. министра попросил Генпрокуратуру РФ обратиться в Роскомнадзор с целью блокировки ряда моих публикаций и даже комментариев к постам в социальных сетях.
В частности, речь идёт о следующих материалах:
1. Публикация на сайте Журнала «Государственные и муниципальные закупки» - http://zakupki-portal.ru/ с названием «С 06 августа 2019 года Правительством РФ изменяются дополнительные требования к участникам закупок в сфере культуры и к участникам закупок в сфере организации отдыха и оздоровления детей».
В этой публикации обратил внимание, что в постановлении Правительства Российской Федерации от 25.07.2019 № 962 закупки услуг по организации отдыха и оздоровления детей перенесены из приложения № 2 (перечень случаев, когда проводится конкурс с ограниченным участие) в приложение № 1 (дополнительные требования к участникам конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов) к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99.
Данная поправка, по моему мнению, фактически противоречит поручению Президента РФ, согласно которому был разработан федеральный закон от 01.05.2019 года № 69-ФЗ, дополнивший с 01 мая 2019 года перечень случаев, когда проводится конкурс с ограниченным участием в электронной форме, услугами по организации отдыха и оздоровления детей (см. п. 3 ч. 2 ст. 56.1 Закона № 44-ФЗ).
И вот появляется постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2019 № 962, которое прямо допускает возможность установления дополнительных требований к участникам закупок по организации отдыха и оздоровления детей как при проведении конкурсов с ограниченным участием, так и при проведении аукционов (см. название приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99).
То есть, с моей точки зрения, данная поправка де-факто саботирует поручение Президента РФ о проведении таких закупок по организации отдыха и оздоровления детей преимущественно путём проведения конкурсов с ограниченным участием.
В связи с этим шутливо предположил «существование «закупочных масонов», фанатично отстаивающих идею электронных аукционов» в госорганах, разработавших данные поправки.
2. Мои комментарии к ряду публикаций пользователя «Ирина Кузнецова» в социальной сети «Facebook» в группе «Закупки (44-ФЗ/223-ФЗ/коммерческие): госзаказ, тендеры, конкурсы, аукционы» по адресу: https://www.facebook.com/groups/zakupkigroup/?ref=bookmarks
3. Мои публикации в сообществе «Закон № 44-ФЗ о контрактной системе» в социальной сети «Вконтакте» по адресу: https://vk.com/club49750668 и «Закон № 44-ФЗ о контрактной системе» в социальной сети «Вконтакте» по адресу: https://vk.com/club49750668 , в которых я, Дон В.В., указал на то, что количество изменений в законодательство РФ о контрактной системе в июне-июле 2019 года вышло за все разумные пределы и побило исторические рекорды. В связи с этим в качестве шутки порекомендовал отправить автора этих бесконечных и зачастую бессмысленных поправок – директора Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Т.П. Демидову в отпуск (желательно, очень продолжительный, например, декретный), так как хаотическое и бездумное принятие этих поправок ради поправок уже надоело, наверное, всем специалистам в сфере закупок.
Кроме того, Минфин России в этом письме с грифом «ДСП» попросил привлечь меня, Дон В.В., к административной ответственности за данные публикации (см. 2 пункт письма).
Получив это обращение, сотрудники Генпрокуратуры РФ, видимо, прибывали в затруднительном положении.
В отличие от авторов данного письма должностные лица органов Прокуратуры РФ, как люди с высшим юридическим образованием, знают, что по действующему законодательству РФ нельзя привлечь лицо к ответственности за утверждения, носящие предположительный характер, и критику органов государственной власти, если такие действия не сопряжены с использованием ненормативной лексики или иным явным оскорблением.
При этом масоны не относятся к запрещённым в Российской Федерации общественным объединениям:
1) не включены в Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими, ведущийся ФСБ России в соответствии с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона от 06.03.206 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
2) не содержатся в Перечне общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, ведущийся Минюстом России согласно Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Поэтому предположение о принадлежности ряда должностных лиц Минфина России к масонам не может рассматриваться, как оскорбление этих должностных лиц или госоргана, в котором они работают.
Кроме того, статьей 28 Конституции РФ каждому (пояснение: гражданам РФ, как являющихся масонами, так и ими не являющимися) гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Что касается моего сарказма в публикациях и комментариях в социальных сетях, то они также не запрещены действующим законодательством РФ в отличие, например, от законодательства СССР:
Аналогов статьи 70 Уголовного кодекса РСФСР («антисоветская агитация») и статьи 190-1 УК РСФСР «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй», по которым привлекались советские диссиденты, в современном российском законодательстве нет.
При этом, если меня, Дон В.В., привлекать к юридической ответственности за комментарии с критикой в адрес Минфина России в группе «Закупки (44-ФЗ/223-ФЗ/коммерческие): госзаказ, тендеры, конкурсы, аукционы» по адресу: https://www.facebook.com/groups/zakupkigroup/?ref=bookmarks и в сообществе «Закон № 44-ФЗ о контрактной системе» в социальной сети «Вконтакте» по адресу: https://vk.com/club49750668 , то понадобится привлекать к ответственности и других участников этих социальных групп. А это вызовет общественный скандал.
С другой стороны, Дона В.В. просит привлечь к ответственности само Министерство финансов РФ в лице целого исполняющего обязанности министра.
В связи с этим Генпрокуратурой РФ было принято решение передать этот странное письмо из Минфина России в органы прокуратуры субъекта РФ, где проживает этот Дон В.В., которого просит наказать сам и.о. министра финансов РФ А.М. Лавров.
Так, письмо Минфина России попало в Прокуратуру Калининградской области. В результате сотрудники прокуратуры Калининградской области оказались в столь же затруднительном положении, что и сотрудники Генпрокуратуры РФ: как привлечь к юридической ответственности гр. РФ Дон В.В. за то, за что привлечь нельзя? И что делать с этим столь странным и необычным материалом в отношении Дон В.В.?
Естественно, в результате было принято решение передать материал из региональной прокуратуры в нижестоящую прокуратуру по месту жительства гр. РФ Дон В.В. – прокуратуру Центрального района г. Калининграда, которая, как последнее звено, уже не могла не рассматривать этот материал.
Следует отдать должное сотрудникам Прокуратуры Центрального района г. Калининграда они вели себя корректно и не стремились любой ценой завести дело в отношении меня, чтобы угодить авторам данного письма из Минфина России. Производство велось так, как оно должно вестись в соответствии с требованиями действующего законодательства. В связи с этим у меня нет каких-либо претензий к представителям органов Прокуратуры РФ, в том числе Генпрокуратуры РФ, Прокуратуры Калининградской области и Прокуратуры Центрального района г. Калининграда.
Естественно, я, Дон В.В., как юрист, понимаю насколько затруднительно доказать авторство комментариев к постам в социальных сетях и, тем более, привлечь за них к административной ответственности.
Однако, мной было принято решение позволить привлечь меня к административной ответственности, дав соответствующие пояснения, ибо:
Во-первых, это позволит опубликовать столь откровенно бредовое, на мой взгляд, письмо Минфина России и над этой ситуацией и ее инициаторами будет смеяться всё профессиональное сообщество.
В-вторых, согласно постановлению прокурора Центрального района, г. Калининграда от 07.10.2019 г. я, Дон В.В., привлекаюсь к административной ответственности за ту фразу, которую хочет, на мой взгляд, но боится сказать большинство российских специалистов в сфере закупок:
Отправить Татьяну Павловну в отпуск …, ибо она уже откровенно з…-ла своими бесконечными поправками…» |
Ради того, чтобы сказать эту фразу, готов выложить любую сумму из своего кармана, и, более того, даже сам попросил прокуратуру Центрального района г. Калининграда привлечь меня не к административной ответственности по статье 5.61 КоАП РФ, а к уголовной ответственности по статье 319 УК РФ, хотя в моих действиях состав данного преступления отсутствует.
Пояснение для инициаторов дела из Минфина России: максимальная санкция по статье 319 УК РФ предусматривает до года исправительных работ Исправительные работы заключаются в удержаниях из заработной платы осужденного по его основному месту работы.
А так как моим основным местом работы в случае осуждения станет работа в журнале «Государственные и муниципальные закупки», то я, Дон В.В., в рамках исправительных работ должен буду отрабатывать публикациями в журнале.
Поскольку ничего, кроме регламентированных закупок (44-ФЗ, 223-ФЗ), хорошо не знаю, то буду отрабатывать приговор по этой статье (в случае, если Минфину России так захочется) своими публикациями с критическим анализом норм действующего законодательства РФ, разрабатываемого Департаментом бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России.
В-третьих, инициированное в отношении меня дело подарило мне очень интересную идею:
Считаю, что необходимо учредить премию в сфере закупок для разработчиков нормативных правовых актов в сфере закупок под названием «Золотые ягодицы».
Дело в том, что в России одно время присуждалась премия за самые нелепые закупки «Золотой ёршик». А почему бы не сделать годовую премию от заказчиков за самые абсурдные и противоречащие здравому смыслу нормы закона о госзакупках для госорганов и должностных лиц, их разработавших?
Пояснение: название премии «Золотые ягодицы» ни в коем случае не направлено на оскорбление разработчиков этих норм закона:
- автор не имеет в виду, что эти нормы придуманы разработчиками тем же самым местом, на котором они сидят; название придумано по аналогии с уже существующей премией в сфере закупок «Золотой ёршик» и, по мнению автора, основанному на лексике русского языка, не является оскорбительным (пояснение: слова «ягодицы» и «золотые» являются нормативными).
Также с учётом обидчивости ряда сотрудников Департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина России, инициировавших это, по моему мнению, откровенно бредовое дело, дополнительно обращаю их внимание на то, что в качестве макета премии ни в коем случае не будут использоваться ягодицы сотрудников Вашего уважаемого Департамента и его руководителя.
Но многие из разработанных Департаментом бюджетной политики в сфере контрактной системе норм первого оптимизационного пакета к 44-ФЗ, по моему мнению, являются основными номинантами на эту новую премию в сфере закупок.
Далее, чтобы не утомлять читателя, выкладываю в общем доступе, документы, полученные мной в рамках производства по делу об административном правонарушении, возбужденного в отношении меня для того, чтобы улучшить настроение утром в понедельник:
- мои объяснения и.о. прокурора Центрального района г. Калининграда от 07.10.2019 г.;
В дальнейшем выложу постановление мирового судьи о наложении административного штрафа (через несколько недель).
P.S.: В завершение своей статьи хотел бы поблагодарить тех неизвестных "героев"- исполнителей из Минфина России, которые инициировали это дело в отношении меня – Дон В.В., дали очень интересный сюжет для публикации и возможность поднять настроение специалистам по закупкам всей страны. Теперь мы лучше понимаем, с кем имеем дело.
Также выражаю Вам мои неизвестные поклонники (-цы) из Минфина России признательность за творческую идею учреждения новой премии в нашей среде: за самые абсурдные и нелепые поправки в закон о госзакупках - «Золотые ягодицы». Надеюсь, что данная общественная премия прочно войдёт в обиход российских закупок. Без Вашей инициативы этого бы никогда не случилась.
Автор: Дон Виктор Викторович, директор Балтийского тендерного центра,
юрист-практик, эксперт в сфере закупок
тел.: +7 911 46 09 401 (c 09.00 до 18.00 (время мск - 1)), e-mail: dir@baltictender.ru