По мнению специалистов Минфина России, при осуществлении закупок у единственного контрагента на основании решения, принятого в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08 марта 2022 г. № 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее – Закон № 46-ФЗ), расчеты:
- по контрактам, заключаемым в 2023 году на сумму более 3 млн руб. бюджетными учреждениями в случае передачи им полномочий государственного (муниципального) заказчика в соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, подлежат казначейскому сопровождению;
- по контрактам, заключаемым в 2023 году бюджетными учреждениями от своего имени, казначейскому сопровождению не подлежат, за исключением случаев, установленных п. 1 и п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 05 декабря 2022 г. № 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (далее – Закон № 466-ФЗ).
Казначейское сопровождение в соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона № 466-ФЗ осуществляется территориальными органами Федерального казначейства.
Напомним, что согласно ст. 15 Закона № 46-ФЗ до 31 декабря 2023 года включительно в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, могут быть установлены иные случаи закупок у единственного контрагента, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях. Так, Правительство РФ вправе устанавливать названные случаи и порядок закупок для государственных и (или) муниципальных нужд. Высшие исполнительные органы субъектов РФ вправе устанавливать такие случаи и порядок закупок для государственных и (или) муниципальных нужд в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории.
Источник: Система ГАРАНТ
Федеральный закон от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Принят Государственной Думой 4 марта 2022 года
Одобрен Советом Федерации 4 марта 2022 года
Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 1, ст. 4; 2016, № 27, ст. 4296; 2018, № 32, ст. 5113; 2021, № 27, ст. 5171) следующие изменения:
1) в пункте 4 статьи 13.2 слово "десяти" заменить словом "пятидесяти";
2) в статье 13.3:
а) в абзаце первом пункта 1 слово "десяти" заменить словом "пятидесяти";
б) в пункте 3 слово "десяти" заменить словом "пятидесяти";
в) в пункте 4 слово "десяти" заменить словом "пятидесяти".
Статья 2
Статью 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3699; 2009, № 30, ст. 3739; 2014, № 11, ст. 1098; № 30, ст. 4217; 2016, № 52, ст. 7502, 7503; 2017, № 27, ст. 3951; 2018, № 1, ст. 4; № 53, ст. 8462; 2019, № 14, ст. 1462; № 40, ст. 5488; № 49, ст. 6971; 2021, № 1, ст. 12; № 22, ст. 3688) дополнить частью 17 следующего содержания:
"17. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения об установлении размера социальной доплаты к пенсии, превышающего установленный настоящим Федеральным законом размер социальной доплаты к пенсии.".
Статья 3
Внести в статью 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 51, ст. 4831; 2002, № 30, ст. 3033; 2004, № 19, ст. 1835; 2006, № 48, ст. 4946; 2009, № 29, ст. 3624; № 30, ст. 3739; 2011, № 14, ст. 1806; 2014, № 30, ст. 4217; 2018, № 53, ст. 8462; 2019, № 40, ст. 5488; 2020, № 52, ст. 8577) следующие изменения:
1) в абзаце первом слово "Пенсии" заменить словами "1. Пенсии";
2) дополнить пунктом 2 следующего содержания:
"2. Правительство Российской Федерации в течение календарного года вправе принимать решения о дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым настоящей статьи. Коэффициент дополнительной индексации указанных пенсий определяется Правительством Российской Федерации.".
Статья 4
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 17; 2016, № 27, ст. 4305; 2017, № 25, ст. 3595; 2020, № 24, ст. 3740; 2021, № 1, ст. 7; 2022, № 1, ст. 16) следующие изменения:
1) часть 17 статьи 3.3 изложить в следующей редакции:
"17. До 1 января 2023 года в целях оказания поддержки членам саморегулируемых организаций допускается предоставление саморегулируемыми организациями займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таких саморегулируемых организаций в соответствии с гражданским законодательством. Предельные размеры таких займов для одного члена саморегулируемой организации, предельные значения процентов за пользование такими займами, предельный срок и цели их предоставления, требования к членам саморегулируемых организаций, которым могут быть предоставлены такие займы, и порядок контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам, определяются Правительством Российской Федерации. Объем займов, предоставленных саморегулируемой организацией, не может превышать 50 процентов от общего объема средств ее компенсационного фонда.";
2) дополнить статьей 10.18 следующего содержания:
"Статья 10.18
Особенности осуществления градостроительной деятельности в 2022 году в целях стабилизации экономической ситуации в стране устанавливаются федеральными законами.".
Статья 5
Внести в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249; 2018, № 53, ст. 8406; 2020, № 14, ст. 2028) следующие изменения:
1) в статье 26.2:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 26.2. Особенности организации и проведения в 2022 году проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства";
б) абзац первый части 1 изложить в следующей редакции:
"1. Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся в период по 31 декабря 2022 года, за исключением:";
2) дополнить статьей 26.4 следующего содержания:
"Статья 26.4. Особенности организации и проведения в 2022 - 2024 годах проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий
Плановые проверки в отношении имеющих государственную аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, не проводятся в период по 31 декабря 2024 года.".
Статья 6
Внести в Федеральный закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 16, ст. 1815; № 42, ст. 5293; № 49, ст. 6409; 2013, № 48, ст. 6165; 2014, № 52, ст. 7540; 2015, № 29, ст. 4367; 2018, № 24, ст. 3407; 2019, № 23, ст. 2917; № 52, ст. 7793, 7796; 2020, № 14, ст. 2028; 2022, № 1, ст. 32) следующие изменения:
1) часть 8 статьи 13 после слов "безопасности государства," дополнить словами "а также лекарственных средств в случае их дефектуры или риска возникновения дефектуры в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера";
2) статью 30 дополнить частью 10 следующего содержания:
"10. Правительство Российской Федерации вправе установить особенности внесения изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для медицинского применения, в случае дефектуры или риска возникновения дефектуры лекарственных препаратов в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера.";
3) часть 9 статьи 61 после слов "медицинской помощи," дополнить словами "изменение курса иностранной валюты".
Статья 7
Внести в статью 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 48, ст. 6165; 2015, № 1, ст. 85; № 27, ст. 3951; 2017, № 31, ст. 4765; 2019, № 52, ст. 7799, 7836; 2020, № 13, ст. 1856; № 14, ст. 2028; № 29, ст. 4516; 2021, № 18, ст. 3072; № 24, ст. 4188; № 27, ст. 5142, 5159) следующие изменения:
1) часть 5.1 после слов "приравненная к ней служба," дополнить словами "а также медицинских изделий в случае их дефектуры или риска возникновения дефектуры в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера";
2) дополнить частью 24 следующего содержания:
"24. В условиях введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера Правительство Российской Федерации вправе принять решение об установлении ограничений на вывоз из Российской Федерации медицинских изделий, ранее ввезенных в Российскую Федерацию с территорий иностранных государств, принявших решение о введении в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера.".
Статья 8
Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 27, ст. 3480; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; № 30, ст. 4225; № 48, ст. 6637; № 49, ст. 6925; 2015, № 1, ст. 11, 51, 72; № 10, ст. 1418; № 29, ст. 4342, 4353, 4375; 2016, № 1, ст. 10, 89; № 11, ст. 1493; № 15, ст. 2058; № 27, ст. 4253, 4254, 4298; 2017, № 1, ст. 15, 41; № 9, ст. 1277; № 14, ст. 2004; № 18, ст. 2660; № 24, ст. 3475, 3477; № 31, ст. 4747, 4780; 2018, № 1, ст. 59, 87, 88, 90; № 18, ст. 2578; № 27, ст. 3957; № 31, ст. 4861; № 45, ст. 6848; № 53, ст. 8428, 8444; 2019, № 18, ст. 2194, 2195; № 52, ст. 7767; 2020, № 9, ст. 1119; № 14, ст. 2028, 2037; № 17, ст. 2702; № 24, ст. 3754; № 31, ст. 5008; № 52, ст. 8582; 2021, № 1, ст. 33,40, 78; № 9, ст. 1467; № 18, ст. 3061; № 27, ст. 5105,5188; 2022, № 1, ст. 45) следующие изменения:
1) в пункте 1 части 10 статьи 24 слова "пятисот миллионов рублей" заменить словами "пятисот миллионов рублей. Правительство Российской Федерации вправе принять решение об увеличении начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий";
2) статью 34 дополнить частью 9.1 следующего содержания:
"9.1. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.";
3) в части 1 статьи 93:
а) дополнить пунктами 5.1 и 5.2 следующего содержания:
"5.1) осуществление закупки лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов государственной или муниципальной медицинской организацией, если такая закупка осуществляется в электронной форме в отношении лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, произведенных единственным на территории Российской Федерации или территориях иностранных государств, не вводивших в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера, производителем, а также если разрешение на осуществление такой закупки медицинской организацией установлено решением учредителя данной медицинской организации. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать в отношении лекарственных препаратов или расходных материалов пятьдесят миллионов рублей, а в отношении медицинских изделий - двести пятьдесят миллионов рублей;
5.2) осуществление закупки технических средств реабилитации и услуг Фондом социального страхования Российской Федерации, если такая закупка осуществляется в электронной форме в отношении технических средств реабилитации и услуг, произведенных (оказанных) на территории Российской Федерации или произведенных на территориях иностранных государств, не вводивших в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера;";
б) в пункте 28 слова "один миллион" заменить словами "полтора миллиона";
в) дополнить пунктом 28.1 следующего содержания:
"28.1) заключение контракта на поставку лекарственных препаратов или медицинских изделий, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, происходящим из иностранного государства, не вводившего в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера, с поставщиком таких лекарственных препаратов или медицинских изделий, включенным в реестр единственных поставщиков таких лекарственных препаратов и медицинских изделий. Порядок ведения указанного реестра устанавливается Правительством Российской Федерации;";
4) статью 112 дополнить частью 65.1 следующего содержания:
"65.1. По соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.".
Статья 9
В части 11 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 51, ст. 6673; 2014, № 30, ст. 4230; 2017, № 50, ст. 7549; 2018, № 53, ст. 8480; 2021, № 27, ст. 5157, 5171) второе предложение изложить в следующей редакции: "В случае существенного изменения рыночных условий, влияющих на полную стоимость потребительского кредита (займа) в процентах годовых, Советом директоров Банка России в зависимости от категории потребительского кредита (займа), в том числе от вида кредитора, могут быть установлены периоды, в течение которых указанное в настоящей части ограничение не подлежит применению.".
Статья 10
Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6965; 2016, № 22, ст. 3091; № 27, ст. 4183; № 52, ст. 7486; 2018, № 1, ст. 4; № 41, ст. 6190; № 53, ст. 8462; 2019, № 40, ст. 5488) следующие изменения:
1) статью 15 дополнить частью 20.1 следующего содержания:
"20.1. Правительство Российской Федерации вправе принимать решение о дополнительном увеличении стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствующем финансовом году. Коэффициент дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента определяется Правительством Российской Федерации.";
2) статью 16 дополнить частью 8 следующего содержания:
"8. Правительство Российской Федерации вправе принимать решение об индексации (о дополнительном увеличении) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствующем финансовом году. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации.".
Статья 11
Внести в Федеральный закон от 29 ноября 2014 года № 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 48, ст. 6658; 2016, № 27, ст. 4183; № 52, ст. 7487; 2018, № 53, ст. 8411; 2022, № 1, ст. 35) следующие изменения:
1) подпункт "а" пункта 3 части 1 статьи 11 дополнить словами ", которым может быть в том числе определена информация об участнике свободной экономической зоны, не подлежащая публикации";
2) в статье 13:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Лицо, намеревающееся получить статус участника свободной экономической зоны, должно быть зарегистрировано на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя либо иметь филиал на указанных территориях, а также иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.";
б) часть 2 дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1) копия документа, подтверждающего факт создания филиала на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, в случае, если юридическое лицо зарегистрировано за пределами свободной экономической зоны;";
в) часть 20.1 изложить в следующей редакции:
"20.1. К деятельности юридических лиц - участников свободной экономической зоны, а также их филиалов, осуществляемой за пределами свободной экономической зоны и не связанной с реализацией инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне не применяется.";
г) пункт 2 части 23 изложить в следующей редакции:
"2) прекращения деятельности участника свободной экономической зоны в связи с ликвидацией, реорганизацией или исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, прекращения деятельности всех филиалов такого юридического лица, расположенных на территории свободной экономической зоны (в случае регистрации юридического лица за пределами свободной экономической зоны), либо в связи с прекращением физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или его исключением из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти;".
Статья 12
Статью 8 Федерального закона от 23 июня 2016 года № 180-ФЗ "О биомедицинских клеточных продуктах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 26, ст. 3849) дополнить частью 7 следующего содержания:
"7. Правительством Российской Федерации в случае введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера устанавливаются особенности обращения биомедицинских клеточных продуктов, в том числе особенности их государственной регистрации.".
Статья 13
Внести в Федеральный закон от 3 апреля 2020 года № 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 14, ст. 2036) следующие изменения:
1) в статье 6:
а) в части 1:
абзац первый после слов "до дня вступления в силу настоящего Федерального закона" дополнить словами "либо до 1 марта 2022 года, если обращение заемщика к кредитору осуществляется в период после 1 марта 2022 года,", после слов "но не позднее 30 сентября 2020 года" дополнить словами "либо в период с 1 марта по 30 сентября 2022 года";
в пункте 2 слова "2019 год" заменить словами "год, предшествующий дате обращения с требованием о предоставлении льготного периода";
б) часть 2 дополнить предложением следующего содержания: "Обращение заемщика с требованием, указанным в части 1 настоящей статьи, совершенное до 30 сентября 2020 года, не лишает заемщика права на обращение с требованием в соответствии со статьей 6 или 7 настоящего Федерального закона в период с 1 марта по 30 сентября 2022 года.";
в) в пункте 1 части 9 слова "2019 год" заменить словами "год, предшествующий дате обращения с требованием о предоставлении льготного периода";
2) в статье 7:
а) часть 1 после слов "до дня вступления в силу настоящего Федерального закона" дополнить словами "либо до 1 марта 2022 года, если обращение заемщика к кредитору осуществляется в период после 1 марта 2022 года,", после слов "но не позднее 30 сентября 2020 года" дополнить словами "либо в период с 1 марта по 30 сентября 2022 года";
б) часть 2 дополнить предложением следующего содержания: "Обращение заемщика с требованием, указанным в части 1 настоящей статьи, совершенное до 30 сентября 2020 года, не лишает заемщика права на обращение с требованием в соответствии со статьей 6 или 7 настоящего Федерального закона в период с 1 марта по 30 сентября 2022 года.".
Статья 14
Внести в статью 4 Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 509-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 1, ст. 48) следующие изменения:
1) в части 4 цифры "2023" заменить цифрами "2024";
2) в части 5 цифры "2024" заменить цифрами "2025".
Статья 15
1. Установить, что в период до 31 декабря 2022 года включительно Правительство Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.
2. Установить, что в период до 31 декабря 2022 года включительно решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
Статья 16
1. В целях стимулирования создания и развития на территории Российской Федерации производства лекарственных препаратов для медицинского применения или медицинских изделий, которые не имеют российских аналогов, Правительство Российской Федерации вправе принять решение об установлении особенностей лицензирования фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств, деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, и случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), а также особенностей применения требований к внедрению, поддержанию и оценке системы управления качеством медицинских изделий в зависимости от потенциального риска их применения.
2. На правоотношения, возникающие в период с 1 марта 2022 года до 1 марта 2023 года включительно в части соблюдения обязательных требований, регламентирующих обращение лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий и биомедицинских клеточных продуктов, не распространяются положения, установленные статьей 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Статья 17
1. Установить в 2022 году следующие особенности применения федеральных законов о хозяйственных обществах:
1) снижение стоимости чистых активов акционерного общества ниже размера его уставного капитала по окончании 2022 года не учитывается для целей применения пунктов 4 и 6 статьи 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
2) снижение (сохранение) стоимости чистых активов общества с ограниченной ответственностью ниже размера его уставного капитала по окончании 2022 года не учитывается для целей применения пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";
3) совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества при подготовке к проведению в 2022 году годового общего собрания акционеров обязан определить дату, до которой от акционеров будут приниматься предложения о внесении вопросов в повестку дня годового общего собрания акционеров и предложения о выдвижении кандидатов для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) и иные органы акционерного общества, указанные в пункте 1 статьи 53 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
2. Дата, предусмотренная пунктом 3 части 1 настоящей статьи, должна быть установлена не позднее чем за 27 дней до даты проведения в 2022 году годового общего собрания акционеров и должна быть указана в сообщении общества, которое должно быть сделано не позднее чем за 35 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров и в порядке, предусмотренном для направления сообщения о проведении в 2022 году годового общего собрания акционеров.
3. Акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, вправе вносить предусмотренные пунктом 3 части 1 настоящей статьи предложения в дополнение к таким предложениям, ранее поступившим в общество, а акционеры, от которых указанные предложения поступили ранее, вправе вносить новые предложения взамен поступивших.
4. Предложения, предусмотренные пунктом 3 части 1 настоящей статьи, должны поступить в акционерное общество в срок, предусмотренный советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества в соответствии с пунктом 3 части 1 настоящей статьи.
5. В случае внесения акционерами новых предложений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, ранее поступившие от них предложения считаются отозванными. Совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества обязан рассмотреть поступившие предложения в порядке, установленном пунктом 5 статьи 53 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", в срок не позднее пяти дней с даты, до которой принимаются такие предложения.
Статья 18
1. Установить, что Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие:
1) особенности оценки соответствия выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации продукции (в том числе в зависимости от страны происхождения такой продукции) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям, устанавливаемым до дня вступления в силу технических регламентов, в отношении порядка (схем, процедур) оценки соответствия в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, обязательного подтверждения соответствия (сертификации или декларирования соответствия), экспертизы и (или) в иной форме, сроков действия документов, подтверждающих соответствие, и их продления, а также особенностей ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в том числе образцов продукции, необходимых для проведения процедур оценки соответствия;
2) особенности организации и осуществления видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в том числе в части введения моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий;
3) особенности лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов, включения в реестр, а также иных разрешительных режимов, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе:
а) установление права всех категорий лиц или отдельных категорий лиц, имеющих лицензии или иные разрешения, срок действия которых истек, продолжать в течение определенного срока осуществление деятельности без получения новых лицензий или иных разрешений, без переоформления таких лицензий или иных разрешений, без продления срока их действия, а также без применения к указанным категориям лиц предусмотренной законом ответственности за осуществление деятельности без лицензии или иного разрешения;
б) определение случаев и порядка предоставления новых лицензий или иных разрешений взамен прекративших действие, возобновления действия, переоформления лицензий или иных разрешений, продления срока их действия без предусмотренных законодательством Российской Федерации процедур оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) или иного разрешения предъявляемым требованиям, без уплаты государственной пошлины или иной платы за их выдачу, без оплаты получения услуг, необходимых или обязательных для предоставления государственных услуг;
в) определение случаев, когда в отношении лиц, имеющих лицензии или иные разрешения, носящие бессрочный характер, не применяются требование о прохождении ими периодических процедур оценки соответствия предъявляемым требованиям и установленные законом последствия непрохождения таких процедур либо изменение сроков (предоставление отсрочки) прохождения этих процедур, а также установление особенностей их проведения;
г) введение моратория на проведение квалификационного экзамена на конкретный срок, продление сроков действия квалификационных аттестатов, выданных по результатам ранее сданных квалификационных экзаменов, установление особенностей проведения и сдачи таких квалификационных экзаменов, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов, а также особенностей ведения реестра квалификационных аттестатов;
д) случаи и условия, когда профессиональная деятельность, в отношении которой должно быть получено разрешение, может осуществляться без получения такого разрешения;
е) приостановление действия отдельных обязательных требований, которые должны соблюдаться при получении, переоформлении разрешения и (или) в процессе осуществления деятельности обладателем разрешения;
ж) установление особенностей проведения процедур получения, переоформления разрешения, оценки соответствия (подтверждения компетентности), в том числе в части определения формы получения, переоформления разрешения, оценки, осуществляемой после получения разрешения;
4) установление особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве;
5) особенности включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве;
6) особенности передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства;
7) особенности и основания перечисления застройщику денежных средств участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, внесенных на счета, предусмотренные статьей 15.4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
8) особенности внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на российские аналоги при условии, что такая замена не приводит к увеличению сметной стоимости строительства. В случае увеличения сметной стоимости строительства проводится государственная экспертиза проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства. При этом срок проведения такой экспертизы не может превышать 14 рабочих дней, если иное не установлено Правительством Российской Федерации;
9) особенности и случаи проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе в части оценки соответствия проектной документации объектов капитального строительства требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, без дополнительного проведения государственной экологической экспертизы, государственной историко-культурной экспертизы;
10) особенности подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию, размещения сведений в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования;
11) установление порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
12) особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе условия и требования, соблюдение которых необходимо для предоставления таких услуг, порядок переоформления и продления или приостановления срока действия документов, выданных по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, установление особого порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местных администраций и иных органов местного самоуправления, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, государственных и муниципальных учреждений и других организаций, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), с заявителями, в том числе без необходимости личного посещения заявителями соответствующих органов и организаций, а также особенностей разработки и принятия административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг;
13) перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы;
14) установление особенностей правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также отношений в области содействия занятости населения с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
15) особенности выплаты пенсий, осуществления иных выплат и обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленных на основании законодательства Российской Федерации и международных соглашений Российской Федерации, лицам, проживающим за пределами территории Российской Федерации;
16) особенности правового регулирования в сфере оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, осуществления социальной защиты (поддержки) отдельных категорий граждан, а также предоставления отдельным категориям граждан в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи социальных услуг и иных социальных гарантий и выплат;
17) особенности исчисления и установления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";
18) особенности исчисления и установления минимального размера оплаты труда, предусмотренного Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда";
19) особенности осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренного Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в том числе:
а) особенности проведения выездных проверок правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
б) продление установленных сроков уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов для пострадавших отраслей;
в) дополнительные основания предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов для пострадавших отраслей;
20) изменение условий отнесения зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства;
21) особенности осуществления деятельности в связи с созданием объектов туристской индустрии и обеспечивающей их инфраструктуры.
2. Отдельные полномочия Правительства Российской Федерации, указанные в части 1 настоящей статьи, могут быть возложены Правительством Российской Федерации на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах.
Статья 19
Установить, что Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие для граждан, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств, особенности приема на обучение по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, образовательным программам дошкольного образования, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), проведения государственной итоговой аттестации, а также признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве.
Статья 20
Установить, что до 31 декабря 2022 года:
1) решением Совета директоров Банка России могут быть установлены сроки раскрытия информации в форме отчета эмитента, бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, списков аффилированных лиц, сроки составления и представления отчетности, а также другой предусмотренной федеральными законами и нормативными актами Банка России информации кредитными и некредитными финансовыми организациями, превышающие сроки раскрытия, составления и представления соответствующих отчетности и информации, установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России;
2) решением Совета директоров Банка России могут быть установлены требования к деятельности кредитных и некредитных финансовых организаций, в том числе значения нормативов и показателей, требования к составу и структуре активов, порядку расчета и размеру собственных средств (капитала), отличные от соответствующих требований, установленных федеральными законами и нормативными актами Банка России;
3) положения пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и части 5 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" о сроке действия установленных Банком России страховых тарифов (предельных размеров базовых ставок страховых тарифов) не подлежат применению;
4) решения Совета директоров Банка России по вопросам, предусмотренным настоящей статьей, подлежат обязательному официальному опубликованию в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в течение 10 дней со дня принятия этих решений;
5) в целях обеспечения финансовой стабильности Банк России на срок не более шести месяцев вправе решением Комитета банковского надзора или Комитета финансового надзора приостанавливать (ограничивать) проведение кредитными и некредитными финансовыми организациями операций и сделок, устанавливать нормативы, ограничивающие риски, на индивидуальной основе, вводить иные показатели деятельности кредитных и некредитных финансовых организаций, в том числе на индивидуальной основе.
Статья 21
1. Публичные акционерные общества вправе до 31 декабря 2022 года включительно приобретать размещенные ими акции (за исключением приобретения размещенных акций в целях сокращения их общего количества) при наличии в совокупности следующих условий:
1) приобретаемые акции допущены к организованным торгам;
2) средневзвешенная цена приобретаемых акций, определенная за любые три месяца начиная с 1 февраля 2022 года, снизилась по сравнению со средневзвешенной ценой таких акций, определенной за три месяца начиная с 1 января 2021 года, на 20 и более процентов;
3) значение основного индекса фондового рынка, рассчитанное организатором торговли за любые три месяца начиная с 1 февраля 2022 года, снизилось по сравнению со значением такого индекса, рассчитанным организатором торговли за три месяца начиная с 1 января 2021 года, на 20 и более процентов;
4) акции приобретаются на организованных торгах на основании заявок, адресованных неограниченному кругу участников торгов;
5) приобретение акций осуществляется брокером по поручению публичного акционерного общества;
6) советом директоров (наблюдательным советом) публичного акционерного общества принято решение о приобретении размещенных им акций в соответствии с требованиями настоящей статьи, которым определены категории (типы) приобретаемых акций, количество приобретаемых акций каждой категории (типа), срок, в течение которого осуществляется приобретение акций и который должен истекать не позднее 31 декабря 2022 года. Информация, касающаяся приобретения публичным акционерным обществом собственных акций, может не раскрываться в форме сообщения о существенном факте, если это предусмотрено принятым решением о приобретении акций, или раскрываться в установленный таким решением срок.
2. Публичное акционерное общество, осуществляющее приобретение выпущенных им акций в соответствии с настоящей статьей, обязано направить в Банк России уведомление об осуществлении приобретения акций с приложением документов, подтверждающих соблюдение условий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи. Уведомление и прилагаемые к нему документы направляются в электронной форме через личный кабинет, доступ к которому предоставляется Банком России публичному акционерному обществу в соответствии с частью третьей статьи 76.9 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
3. Положения пунктов 4, 5, 7, 8 статьи 72 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" не применяются к публичным акционерным обществам, осуществляющим приобретение размещенных ими акций в соответствии с частью 1 настоящей статьей.
4. Кредитные организации вправе до 31 декабря 2022 года открывать банковский счет (вклад) в иностранной валюте клиенту - физическому лицу без личного присутствия открывающего счет (вклад) клиента - физического лица либо его представителя в случае перевода этим физическим лицом денежных средств в иностранной валюте со своего банковского счета (вклада), открытого в кредитной организации, подвергшейся недружественным действиям иностранных государств, в кредитную организацию, открывающую счет (вклад), если одновременно с осуществлением такого перевода кредитная организация, осуществляющая перевод денежных средств, передает другой кредитной организации сведения, установленные при проведении идентификации такого клиента - физического лица. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией после получения согласия в письменной форме клиента - физического лица на передачу и использование сведений о таком физическом лице, установленных при проведении его идентификации, кредитной организации в целях заключения с ним договора банковского счета (вклада).
5. Способ и форма передачи сведений, предусмотренных настоящей статьей, определяются кредитными организациями.
Статья 22
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Положения статей 6 и 7 Федерального закона от 3 апреля 2020 года № 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие из кредитных договоров (договоров займа), которые заключены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
3. Пункты 5.1, 5.2 и 28.1 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" применяются до истечения двух лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации
В. Путин
Москва, Кремль
8 марта 2022 года
№ 46-ФЗ