Очень интересное с практической точки зрения постановление было вынесено Арбитражным судом Северо-Кавказского округа 12 июля 2019 года по делу № А32-41109/2018.
Как следует из материалов дела, ООО обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению – детскому саду о взыскании 2 190 454 рублей 98 копеек задолженности по договору поставки товара.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд кассационной инстанции и нижестоящие суды исходили из отсутствия правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку в нарушение требований закона спорные поставки осуществлены без соблюдения публичной процедуры размещения заказа, то есть товар поставлен обществом в отсутствие обязательства.
Данная правовая позиция обоснована следующим.
В соответствии с выпиской из единого Государственного реестра юридических лиц, ответчик создан 28.08.2017 и по своей организационно-правовой форме является муниципальным автономным учреждением.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона № 223-ФЗ о закупках заказчики, указанные в пунктах 1 – 3 части 2 статьи 1 названного Закона и созданные после дня вступления в силу Закона о закупках, утверждают в течение трех месяцев с даты их регистрации в едином государственном реестре юридических лиц положение о закупке. В случае если в течение указанного срока такими заказчиками не размещено в соответствии с требованиями названного Закона утвержденное положение о закупке, заказчики при закупке руководствуются положениями Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения в соответствии с требованиями Закона о закупках утвержденного положения о закупке.
Поэтому, по мнению Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, с момента создания автономного учреждения и до дня публикации положения о закупках при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) в части выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) автономное учреждение обязано руководствоваться нормами Закона № 44-ФЗ о контрактной системе
Положение о закупках утверждено наблюдательным советом 18.10.2017.
Поставка товара произведена 31.08.2017, однако в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения процедур выбора поставщика в порядке, предусмотренном статьей 24 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.
Принимая во внимание цели законодательного регулирования Закона № 223-ФЗ о закупках, а именно: обеспечение единства экономического пространства, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (статья 1), а также принципы и основные положения закупки (статья 3), суды признали указанную сделку (13 товарных накладных) недействительной (ничтожной), как совершенную с нарушением требований Закона № 223-ФЗ о закупках, посягающую на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие заключенного в указанном порядке договора, по мнению суда кассационной инстанции, не порождает у поставщика право требовать оплаты соответствующего предоставления.
Исходя из специфики субъектного состава спорной сделки, процедура заключения договора, стороной по которой является муниципальное автономное учреждение, указанное в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, установлена законодателем именно во избежание нецелевого расходования бюджетных средств, следовательно, заключение каких-либо сделок в ином порядке (без конкурса или аукциона) в течение трех месяцев, в период которых учреждением должна осуществляться подготовка к проведению процедур, установленных Законом № 223-ФЗ о закупках и Законом № 44-ФЗ о контрактной системе, означает совершение действий в обход закона с противоправной целью, то есть заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы о том, что публичные интересы не нарушены, не принимаются во внимание, учитывая, что отсутствие публичных процедур способствовало созданию преимущественного положения поставщика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов реализовать свое право на заключение договора.
Авторский комментарий:
Подобная уникальная трактовка части 5 статьи 8 Закона № 223-ФЗ о закупках позволяет любым вновь созданным заказчикам в рамках 223-ФЗ вообще не осуществлять оплату поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг до утверждения положения о закупке.
Скачать:
Автор: Дон Виктор Викторович, директор Балтийского тендерного центра,
юрист-практик, эксперт в сфере закупок
тел.: +7 911 46 09 401 (c 09.00 до 18.00 (время мск - 1)), e-mail: dir@baltictender.ru