Обзор наиболее значимых решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по вопросам применения законодательства РФ о контрактной системе за 1 и 2-й квартал 2023 года

Обзор наиболее значимых решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по вопросам применения законодательства РФ о контрактной системе за 1 и 2-й квартал 2023 годаСпециалистами ООО «Балтийский тендерный центр» в рамках анализа особенностей складывающей правоприменительной практики в сфере закупок нашего региона по просьбе профсоюза в сфере закупок Калининградской области подготовлен обзор наиболее значимых решений Калининградского УФАС России по вопросам применения законодательства РФ о контрактной системе.

Ознакомление с данным обзором будет полезным для профилактики нарушений закона со стороны специалистов в сфере закупок и учёта особенностей правовой позиции территориального органа ФАС России по ряду вопросов в практической деятельности заказчиков и комиссий по осуществлению закупок.

Среди выявленных нарушений, касающихся осуществления конкурентных процедур закупок, проводимых в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) можно выделить следующие:

1.  Расчёт начальной (максимальной) цены контракта в случае закупки разработки проектной-сметной документации и выполнения инженерных изысканий Заказчик обязан производить проектно-сметным методом, а не методом сопоставимых рыночных цен в случае наличия соответствующих сметных нормативов.

К такому выводу Калининградское УФАС России пришло в своих решениях от 26 июня 2023 г. № 039/06/22-465/2023 (закупка № 0835300006723000050), от 23 июня 2023 г. № 039/06/22-465/2023 (закупка № 0835300006723000050), от 05 июня 2023 г. № 039/06/22-428/2023 (закупка № 0135300005223000036), от 05 июня 2023 г.  № 039/06/22-427/2023 (закупка № 0135300005223000035).

Пояснение:

Речь идет о применении приказа Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства», согласно пункту 10.1, которого, приоритетным методом определения НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиями (или) по подготовке проектной документации является проектно-сметный метод расчета, выполняемый на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов.

Применение иных методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ, рекомендуется использовать при отсутствии соответствующих сметных нормативов на проектные работы и (или) инженерные изыскания, включенных в федеральный реестр сметных нормативов.

Таким образом, по мнению УФАС, применение метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) при закупке проектно-изыскательских работ, на которые есть соответствующие сметные нормативы, является незаконным.

2. При проведении работ по капитальному ремонт тротуара не устанавливаются требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением Правительства от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - ПП РФ № 2571).

Данная правовая позиция о том, что сам по себе тротуар не является объектом капитального строительства и на его ремонт не распространяются требования ПП РФ № 2571 отражена в решении Калининградского УФАС России от 07 марта 2023 г. 039/06/42-165/2023 (закупка № 0835600001123000005).

Пояснение:

К такому выводу пришла комиссия Калининградского УФАС России, рассматривая закупку работ по объекту: «Капитальный ремонт тротуара по ул. Кировоградская в г. Советске», по которой Заказчиком было установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 10 ПП РФ № 2571.

На основании пункта 10 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). Исходя из норм действующего законодательства тротуар не является объектом капитального строительства.

Комиссия отмечает, что в техническом задании рассматриваемой закупки содержится проектная документация, в которой отсутствуют сведения об объекте капитального строительства в соответствии с классификатором объектов капитального строительства.

Таким образом действия Заказчика, выразившиеся в установлении дополнительных требований к участникам Аукциона в соответствии с пунктом 10 приложения к ПП РФ № 2571не соответствует фактическому объекту закупки и нарушают требования, установленные пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ.

3. Заказчик обязан устанавливать дополнительные требования к участникам конкурентных закупок (конкурсов, аукционов), предусмотренные ПП РФ № 2571, в случае если предмет закупки включен в приложения к указанному постановлению.

К такому выводу пришло Калининградское УФАС России в своём решении от 10 февраля 2023 г. 039/06/31-69/2023 (закупка № 0335300002123000001).

Пояснение:

Для муниципальных нужд закупается капитальный ремонт дороги с НМЦК 6 814 813,96 руб. Заказчиком не установлено обязательное дополнительное требование к участникам в соответствии с пунктом 17 ПП РФ № 2571.

В соответствии с абзацем 4 подпункта «а» пункта 3 ПП РФ № 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

Действия Заказчика, выразившиеся в не установлении требований к участникам аукциона в соответствии с пунктом 17 приложения к ПП РФ № 2571, нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.

4. Дополнительные требования к участникам закупки в рамках ПП РФ № 2571 должны устанавливать в извещении о закупке в структурированном виде, сформированном в ЕИС, а не приложенных к не файлах электронных документов.

Данная позиция Калининградского УФАС России отражена в решении Калининградского УФАС России от 06 марта 2023 г. 039/06/49-171/2023 (закупка № 202300118173000124).

Пояснение:

При закупке капитального ремонта кровли для федеральных нужд с НМЦК 937 115,44 руб. Заказчик в файлах, являющихся приложением к извещению о закупке, установил требования к участникам в соответствии с позицией 10 приложения к ПП № 2571.

Однако в извещении, сформированном Заказчиком с использованием функционала ЕИС, требования к участникам закупки в соответствии с ПП № 2571 не установлены.

В результате участники закупки были лишены возможности пройти аккредитацию на электронной площадке на предмет соответствия дополнительным требованиям к участникам закупки, предусмотренных частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и ПП РФ № 2571.

При этом из-за своей ошибки, заключающейся в не указании требований к участникам в соответствии с ПП РФ № 2571 в полях извещения, предусмотренных функционалом ЕИС, заказчик заблокировал участникам возможность подтверждения запрашиваемого опыта и отклонил их заявки, ввиду непредставления документов, подтверждающих опыт выполнения работ, в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Естественно, Калининградское УФАС России признало такие действия заказчика и комиссии по осуществлению закупок неправомерными.

В связи с этим обращаем внимание заказчиков на то, что документы, подтверждающие опыт выполнения работ, предусмотренный позицией ПП РФ № 2571 не включаются участником закупки в заявку: такие документы направляются Заказчику оператором электронной площадки по результатам процедуры аккредитации на электронной площадке, предусмотренной частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе.

При этомв случае не проставления в извещении, сформированном Заказчиком с использованием функционала ЕИС, требования к участникам закупки в соответствии с ПП РФ № 2571, возможность прохождения аккредитации на предмет соответствия дополнительных требований к участникам закупки направления оператором документов, подтверждающих опыт участника, блокируется, а включение «опыта» в состав заявки непосредственно участником закупки не правомерно, в соответствии с Законом о контрактной системе.

5. Незаконно включать в проект контракта условия об уменьшении стоимости подрядных работ на размер налога на добавленную стоимость (далее – НДС) для подрядчика, применяющего упрощенную систему налогообложения (далее – УСН).

Среди наиболее практически значимых решений Калининградского УФАС России, влияющих на правоприменительную практику осуществления закупок строительных работ, следует отметить решение Калининградского УФАС России от 28 февраля 2023 г. 039/06/34-100/2023 (закупка № 0335200014923000210).

В этом решении Калининградское УФАС, рассматривая жалобу участника закупки на положения направленного проекта контракта, сформировала свою правовую позицию по вопросу незаконности включения в контракт условия об уменьшении цены контракта на выполнение строительных работ на сумму НДС для участника закупки, применяющего УСН.

Пояснение:

Включение в проект контракта условия о произведении оплаты за выполненные работы, оказанные услуги подрядчику, работающему по упрощенной системе налогообложения, юридическому лицу, применяющему упрощенную систему налогообложения, за вычетом НДС, за исключением компенсации НДС на материалы и арендованные механизмы при предоставлении подтверждающих документов не соответствует требованиям части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Пунктами 2 и 3 статьи 346.11 Налогового Кодекса РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса.

Таким образом, с учетом положений Закона о контрактной системе, контракт заключается и оплачивается Заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.

Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю закупок в установленном контрактом размере.

Корректировка Заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки действующими нормами Закона о контрактной системе не предусмотрена.

Обращаем внимание заказчиков на то, что данная правовая позиция Калининградского УФАС России полностью корреспондирует с позицией Арбитражного суда Калининградской области при рассмотрении таких споров между заказчиками и участниками закупок.

6. При закупке товаров из перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее – ПП РФ № 878), техническое задание составляется исключительно с использованием позиций КТРУ, а установление дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, в описании объекта закупки запрещено.

К такому выводу пришло Калининградское УФАС России в своих решениях от 30 мая 2023 г. № 039/06/42-407/2023 (закупка № 0335200014923001427), от 30 мая 2023 г. № 039/06/42-259/2023 (закупка № 0335300017723000005).

Пояснение:

Рассматриваемое нарушение касается случаев, когда закупаемый товар включен в перечень, утвержденный ПП РФ № 878 и по выбранному объекту закупки создана позиция в КТРУ, дата обязательного применения которой распространяется на дату размещения закупки.

В случае осуществления закупки радиоэлектронной продукции, подпадающей под ограничения, установленные ПП РФ № 878, в силу прямого указания подпункта а) пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – ПП РФ № 145), не допускается использование дополнительных характеристик продукции, не указанных в КТРУ.

Действия Заказчика, выражающиеся в неприменении позиции КТРУ и в установлении дополнительных характеристик в описании объекта закупки, являются нарушением части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе,
ПП РФ № 145.

7. Заказчики обязаны устанавливать в извещении об осуществлении закупки требования к содержанию, составу заявки и инструкцию по заполнению заявки.

На это нарушение указано в решении Калининградского УФАС России от 26 мая 2023 г. № 039/06/42-403/2023 (закупка № 0135300003223000029).

Пояснение:

В результате рассмотрения жалобы комиссией Калининградского УФАС России установлено, что в составе извещение об осуществлении закупки размещены следующие документы:

- Обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

- Техническое задание;

- Проект контракта;

- Локальная смета.

 При этом, информация, предусмотренная пунктом 3 части 2 статьи
42 Закона о контрактной системе, а именно: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению, отсутствует.

Не размещение Заказчиком в составе извещения об осуществлении закупки требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению, не соответствуют положениям пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

8. Нельзя отклонять участника за непредоставление доверенности, подтверждающей его полномочия на подачу заявки от имени другого лица.

Данная позиция отражена в решении Калининградского УФАС России от 22 мая 2023 г. № 039/06/49-370/2023 (закупка № 0335300024823000021).

Пояснение:

Исчерпывающий перечень требований к составу и содержанию заявки на участие в закупке установлен частями 12 статьи 43 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ.

Действия Заказчика в части отклонения участника в связи с непредставлением им в составе заявки доверенности, подтверждающей полномочия физического лица  на подачу заявки от имени юридического лица не соответствуют положениям пункта 1 части 12 статьи 48подпункту «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 43 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.

9.  При закупке медицинских изделий Заказчик обязан использовать КТРУ, с даты обязательного применения, указанной в позиции каталога на закупаемый товар.

На это Калининградское УФАС России указало в своём решении от 19 мая 2023 г. № 039/06/14-373/2023 (закупка № 0335200014923001311).

Пояснение:

Заказчик не применил КТРУ при закупке медицинских изделий. Комиссия Калининградского УФАС Россииприходит к выводу о том, что действия Заказчика в части не применения позиции КТРУ и описания объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ на основании пункта 7 Правил в противоречие с положениями пункта 4, подпункта "а" пункта 5 Правил № 145, являются нарушением части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе (решение Калининградского УФАС России от 19 мая 2023 г. № 039/06/14-373/2023(закупка № 0335200014923001311).

10. При закупке товаров из перечня, утвержденного ПП РФ № 878, Заказчик обязан проверять сведения из реестра российской радиоэлектронной продукции (далее - РРРП).

К такому выводу Калининградское УФАС России  пришло в своих решениях от 16 мая 2023 г. № 039/06/48-360/2023 (закупка № 0335200014923001176), от 16 мая 2023 г. № 039/06/48-361/2023 (закупка № 0335200014923001176).

Пояснение:

При проведении электронного аукциона Заказчик неправомерно заключил контракт с участником, предоставившим в составе заявки информацию из РРРП, с истекшим до окончания даты подачи заявок на участие в закупке сроком действия реестровых записей на данное оборудование.

Комиссия Калининградского УФАС Россииприходит к выводу, что Заказчик имел возможность проверить актуальность вышеуказанных реестровых записей, поскольку в силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается, в том числе, на принципах обеспечения конкуренции и профессионализма Заказчиков и эффективности осуществления закупок.

11. Заказчик обязан руководствоваться обязательными характеристиками, предусмотренными позицией КРТУ.

На это нарушение обращено внимание заказчика в решении Калининградского УФАС России от 16 мая 2023 г. № 039/06/49-342/2023 (закупка № 0335200001023000218).

Пояснение:

Заказчик при описании объекта закупки использовал код позиции КТРУ. При этом не применил характеристики товара по выбранному коду, а прописал нужные ему технические параметры, не предусмотренные позицией КТРУ, сославшись на несоответствие значения указанной позиции КТРУ потребности Заказчика.

Обоснование Заказчика о возможности применения положений пункта 7 Правил № 145 ввиду несоответствия значения указанной выше позиции КТРУ потребности Заказчика, Комиссия Калининградского УФАС России считает несостоятельным в связи с тем, что по смыслу указанного пункта его применение обусловлено отсутствием в каталоге кода закупаемого товара как такового.

12. Сведения, содержащиеся в файлах, прилагаемых в составе извещения по конкурентной закупке и сведения, о закупке, формируемые Заказчиком при помощи функционала ЕИС должны соответствовать друг другу.

К такому выводу пришло Калининградское УФАС России в своём решении от12 мая 2023 г. № 039/06/50-358/2023 (закупка № 0335200012323000084).

Пояснение:

Заказчиком в приложении № 2 к извещению (Обоснование НМЦК) использовалась единица измерения – литр, а в приложении № 1 (Техническое задание) указана единица измерения – шт.

Кроме того, Заказчиком установлено разное время окончания срока подачи заявки, а именно: в извещении, сформированном при помощи функционала ЕИС срок окончания подачи заявки – 05.05.2023 в 00:00, а в тексте документа «Основная часть извещения» срок окончания подачи заявки – 05.05.2023 в 10:00 (время калининградское). Комиссией Калининградского УФАС Россиипризнана обоснованной жалоба Заявителя, указывающая на разночтения между сведениями, содержащимися в техническом задании и извещении о закупке, размещенными в ЕИС и сведениями по закупке, представленными в приложенных файлах.

Совершено нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе в части недостоверности содержащейся в извещении об аукционе информации, сформированной и размещенной в ЕИС.

13. Банки обязаны направлять оператору электронной площадки сведения о подтверждении блокирования денежных средств в размере обеспечения заявки для участия в конкурентной закупке.

На это нарушение указано в решении Калининградского УФАС России от 27 апреля 2023 г. № 28/06/105-894/2023 (закупка № 0335100004123000009).

Пояснение:

Бездействие банка, не направившего оператору электронной площадки сведения о подтверждении блокирования денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе в рамках регламентированного Законом о контрактной системе № 44-ФЗ срока, нарушает подпункт «в» пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.

14. Запрещается установление Заказчиком характеристик товара, если в совокупности таким характеристикам соответствует товар конкретного производителя.

Данная правовая позиция о том, что установление Заказчиком характеристик товара, если в совокупности таким характеристикам соответствует товар конкретного производителя ограничивает конкуренциюотражена в решениях Калининградского УФАС России от 24 апреля 2023 г. № 039/06/8-297/2023 (закупка № 0335300024023000077), от 31 марта 2023 г. № 039/06/33-228/2023 (закупка № 0335100015623000096).

Пояснение:

При проведении закупок Заказчик описывает объекты закупок, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки. При этом, по мнению ФАС России, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товаров соответствовало два и более производителей (Письмо ФАС России № ПИ/42497/22 от 27.04.2022 «О рассмотрении обращения»).

Действия Заказчика, выразившиеся в установлении требований к товарам, которым соответствует товар единственного производителя, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

15. Нельзя объединять товары, из перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ПП РФ № 617) с товарами, не включенными в ПП РФ № 617.

К такому выводу пришло Калининградское УФАС России в своём решении от 21 апреля 2023 г. № 039/06/104-285/2023 (закупка № 0335300024023000070).

Пояснение:

Рассматривается закупка дезинфицирующих средств и индикаторных полосок, осуществляемая одним лотом и без использования характеристик, имеющиеся в позиции КТРУ. Объединение в один лот товаров, подпадающих под ограничения, установленные ПП РФ № 617 и не подпадающих под данные ограничения не соответствуют требованиям части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе. А описание объекта закупки, составленное без использования КТРУ, с учетом того факта, что в КТРУ имеются позиции закупаемого Заказчиком товара, не соответствуют требованиям части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.

16. Не допускается устанавливать требование к участникам закупки о наличии членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в закупках с НМЦК до 10 млн. руб., а также запрашивать предоставление в составе заявки действующей выписки из реестра членов СРО.

На это нарушение обращено внимание заказчика в решениях Калининградского УФАС России от 20 апреля 2023 г. № 039/06/104-274/2023 (закупка № 0135100003023000032), от 20 апреля 2023 г. № 039/06/31-275/2023 (закупка № 0135100003023000031).

Пояснение:

Комиссия Калининградского УФАС России решила, что действияЗаказчика, установившего в извещении о проведении конкурентной закупки с НМЦК до 10 млн. руб. требование к участникам закупки о наличии членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 31, пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ.

Обратите внимание, в закупках в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительствас НМЦК, превышающей 10 млн. руб., требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется.

С учетом положений части 2 статьи 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в настоящее время является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации.

Таким образом, требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке действующей выписки (копия действующей выписки) из реестра членов СРО нарушают положения подпункта «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Аналогичная позиция выражена в письмах Минфина России № 24-01-07/95279, Минстроя России № Б0737-СИ/02 от 03.10.2022.

17. Требование контрактов (договоров), подтверждающих опыт (квалификацию) участника закупки и заключенных исключительно в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, а также с опытом (квалификацией) участника закупки, выраженном в определённом размере в процентах ( 10 %  от НМЦК, для подтверждения квалификации (опыта) участника закупки на выполнение работ по благоустройству территории является незаконным.

Подробно данная позиция Калининградского УФАС России изложена   в решении от14 апреля 2023 г. № 039/06/32 276/2023 (закупка № 0135300000923000004).

Пояснение:

Предметом конкурса является благоустройство территории под ярмарочную торговлю.

В качестве критериев оценки заявок по неценовому критерию Заказчик засчитывает контракты (договоры), заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе № 44-ФЗ и/или Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с ценой каждого контракта (договора) не менее 10% от НМЦК.

А в качестве критериев оценки заявок по ценовому критерию Заказчик представил формулы, отличные от представленных в ПП РФ № 2604.

Комиссия Калининградского УФАС России обращает внимание на то, что ПП РФ № 2604 утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение об оценке заявок).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 Положения об оценке заявок для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» может применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, показатель оценки «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта». Подпунктом «д» пункта 28 Положения об оценке заявок установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом.

Комиссией установлено, что в извещении о проведении Конкурса Заказчиком определено, что при оценке по критерию «Детализирующий признак оценки: «общее количество исполненных участником закупки договоров. Единица измерения - штук» принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) контракты (договоры), заключенные в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ и Федеральным законом № 223-ФЗ.

Таким образом, порядок оценки, установленный Заказчиком, исключает проведение оценки заявок с учетом гражданско-правовых договоров, что не соответствует требованиям подпункта «д» пункта 28 Положения об оценке заявок и является нарушением частей 8 и 9 статьи 32 Закона о контрактной системе.

Также, положениями ПП РФ № 2604 и Законом о контрактной системе № 44-ФЗ не установлен порядок оценки заявок, предусматривающий наличие опыта исполнения контрактов (договоров) с ценой каждого не менее 10 % от начальной (максимальной) цены контракта.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что в пункте 1 документа «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» извещения о проведении Конкурса по критерию «Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» Заказчиком установлен порядок оценки заявок, не соответствующий требованиям пунктов 9-11 Положения об оценке заявок, что является нарушением требований частей 8 и 9 статьи 32 Закона о контрактной системе.

Таким образом, установление критериев и порядка оценки заявок, не соответствующих требованиям пунктов 9-11 ПП РФ № 2604, является нарушением требований частей 8 и 9 статьи 32 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ.

18. В протоколах необходимо указывать корректные основания, которым не соответствуют отклоненные заявки, предусмотренные Законом о контрактной системе № 44-ФЗ, с обоснованием такого решения и указанием положений Закона о контрактной системе № 44-ФЗ, извещения об осуществлении закупки.

К такому выводу пришла комиссия Калининградского УФАС России, рассматривая закупку 0335100015623000081 в своем решении от 31 марта 2023 г. № 039/06/49-230/2023.

Пояснение:

Заказчик отклонил заявки участников в связи с тем, что информация о товаре, отраженная в заявках, не соответствует информации, отраженной на сайтах Росздравнадзора.

При этом в обосновании решения об отклонении заявок были указаны положения пункта 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика пояснили, что была допущена ошибка, которая выражается в том, что фактически заявка Заявителя была отклонена в соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при этом пункт 2 и 3 части 6 статьи 43, пункт 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) были указаны ошибочно.

Комиссия Калининградского УФАС России решила, что указание пунктов 2 и 3 части 6 статьи 43, пункта 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ в протоколе подведения итогов определения поставщика, когда отклонение заявки участника происходит в соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ не правомерно.

19. При проведении закупки без фиксированного объема торги проводятся по сумме цен единиц товара, а не по начальной максимальной цене контракта.

На это нарушение указано в решении Калининградского УФАС России от 27 марта 2023 г. 039/06/22-219/2023 (закупка № 0335300024023000036).

Пояснение:

Частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ установлено, что в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, Заказчик определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги.

Заказчик закупал товары без определенного объема, но допустил ошибку. В результате чего была установлена неверная цена за единицу товара, равная максимальному значению цены контракта. Это привело к снижению максимального значения ценя контракта, в то время, когда оно должно оставаться неизменным.

Комиссия Калининградского УФАС России, учитывая пояснения Заказчика о допущении им технической ошибки в части размещения информации в извещении об осуществлении Аукциона и проведенному анализу, приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушена часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившаяся в ошибочном указании информации о цене за единицу товара, что повлекло за собой нарушение: участники торговались за начальную (максимальную) цену контракта, а не за цену за единицу товара.

20.  При применении постановления Правительства РФ № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ПП РФ № 102) необходимо проверять сроки действия документов, подтверждающих страну происхождения товара.

Данное нарушение выявило Калининградское УФАС России в решении от 27 февраля 2023 г. 039/06/49-956/2022 (закупка № 0335200004923000001).

Пояснение:

Заявка на участие в Запросе котировок отклонена на основании пункта 4 части 12 статьи 44 Закона о контрактной системе, поскольку не содержала подтверждения страны происхождения предложенных к поставке медицинских изделий в соответствие с ПП РФ № 102 и была приравнена к заявке, содержащей предложение о поставке товаров из иностранного государства или группы иностранных государств, так как срок действия представленного Заявителем сертификата о происхождении товара по форме СТ-1 установлен до 21.06.2022.

Однако, при проверке данных, оказалось, что представленный отклоненным участником закупки сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 действителен до 01.04.2023 г.

Комиссия Калининградского УФАС Россииприходит к выводу, что действия Заказчика в части отклонения заявки ввиду отсутствия подтверждения страны происхождения предложенных к поставке медицинских изделий в соответствие с Постановлением № 102, нарушают положения пункта 4 части 12 статьи 44 Закона о контрактной системе.

21.  Число членов комиссии должно быть не менее чем три человека, а у всех членов закупочной комиссии, участвующих в рассмотрении заявок должны быть электронные подписи.

Об этом указано в решении Калининградского УФАС России от 06 марта 2023 г. 039/06/50-252/2023 (закупка № 0335300062123000001).

Пояснение:

В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ число членов комиссии должно быть не менее чем три человека.

Заказчиком определен состав комиссии по осуществлению закупок в количестве двух человек, которые рассматривали заявки на участие в Запросе котировок и подписывали протокол усиленными электронными подписями.

На вопрос Комиссии о том, что является причиной того, что протокол подписан только двумя члена комиссии по осуществлению закупок, Заказчик пояснил, что у третьего члена комиссии по осуществлению закупок отсутствовала усиленная электронная подпись.

Комиссия Калининградского УФАС России признала Заказчика нарушившим часть 3 статьи 39 и пункт 2 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ.

22.  При проведении закупки уполномоченным органом последний не может быть указан в качестве бенефициара в независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки, согласно новой типовой форме независимой гарантии.

Позиция Калининградского УФАС России, согласно которой, бенефициаром по типовой форме независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки, должен выступать заказчик, а не уполномоченный орган, изложена в решении Калининградского УФАС России от 10 января 2023 г. № 039/06/49-1119/2022 (закупка № 0335300000222000832).

Обращаем внимание заказчиков, что ранее в 2022 году Калининградское УФАС России придерживалось иного подхода (см., например, решение УФАС по Калининградской области от 08.11.2022 г. № 039/06/48-907/2022, закупка № 0335300000222000594).

Пояснение:

Комиссия Уполномоченного органа отклонила заявку участника на основании пункта 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, ввиду несоответствия представленной в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе независимой гарантии, где в качестве бенефициара указан заказчик, что не соответствует требованиям извещения о проведении Аукциона, поскольку извещением о проведении Аукциона установлено требование, согласно которому в качестве бенефициара по независимой гарантии указывается уполномоченный орган.

Комиссия Калининградского УФАС России приходит к выводу, что действия комиссии Уполномоченного органа в части отклонения заявки являются правомерными.

При этом, Комиссия Калининградского УФАС России отмечает, что положениями статьи 45 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 установлено, что независимые гарантии, выданные в том числе в качестве обеспечения заявок, принимаются заказчиками.

На основании вышеизложенного, действия Заказчика при формировании извещения о проведении Аукциона в части установления требования о необходимости указания в независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, в качестве бенефициара Уполномоченного органа нарушают пункт 16 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

***

Надеемся, что данный обзор правоприменительной практики в сфере закупок Калининградской области будет полезен заказчикам, уполномоченным органам (учреждениям) и поможет избежать нарушений законодательства РФ о контрактной системе в своей закупочной деятельности.

***

Дополнительно сообщаем, что АНО ДПО «Балтийский институт развития персонала» с участием специалистов-практиков Балтийского тендерного центра проводятся на постоянной основе курсы повышения квалификации в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на которых учитывается правоприменительная практика нашего региона.

Обучение ориентировано как на опытных, так и на начинающих контрактных управляющих, сотрудников контрактной службы, юристов, экономистов, бухгалтеров и руководителей заказчиков, проводящих закупки по Закону о контрактной системе № 44-ФЗ, сотрудников специализированных организаций и контрольных органов.

Доступные форматы занятий: очный, дистанционный.

Продолжительность программы - 132 ак. часа.

По завершении курса Вам выдается удостоверение о повышении квалификации.

Стоимость обучения от 7 100,00 руб.

Занятия проходят по адресу: г. Калининград, улица Калязинская 10А, 2 этаж.

Контактная информация для уточнения интересующих вопросов:

- Тел: 8 (4012) 374 780, е-mail: va.birpp@yandex.ru - Тарасевич Анастасия Юрьевна;

- Тел: 8 9062-37-80-76, е-mail: mas.btc@yandex.ru -  Мамурина Алёна Сергеевна.

 

obuchenie_goszakupki

 

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти