«Собачьи бега» в закупках или о решении «проблемы» этапа(-ов) исполнения контрактов в рамках Закона № 44-ФЗ с 01.01.2022 г.

Темой настоящей статьи является рассмотрение актуального вопроса применения заказчиками, уполномоченными и контрольными органами нового пункта 8.4 статьи 3 новой редакции Закона № 44-ФЗ, в котором содержится понятие этапа исполнения контракта, в его взаимосвязи с другими нормами данного закона и принятыми в его исполнение подзаконными актами, в том числе новыми правилами ведения реестра контрактов. То есть рассмотрение так называемой «проблемы» этапа исполнения контракта (-ов) с 01.01.2022 г., которая будоражит умы многих заказчиков после Нового года.

Сразу хочу пояснить: почему слово «проблема» в отношении этапности исполнения контрактов взято автором статьи в кавычки?

Ответ прост: данная проблема и причины её возникновения напоминает автору собачьи бега.

Для тех, кто не в курсе о том, что такое собачьи бега, поясняю.

Темой настоящей статьи является рассмотрение актуального вопроса применения заказчиками, уполномоченными и контрольными органами нового пункта 8.4 статьи 3 новой редакции Закона № 44-ФЗ, в котором содержится понятие этапа исполнения контракта, в его взаимосвязи с другими нормами данного закона и принятыми в его исполнение подзаконными актами, в том числе новыми правилами ведения реестра контрактов. То есть рассмотрение так называемой «проблемы» этапа исполнения контракта (-ов) с 01.01.2022 г., которая будоражит умы многих заказчиков после Нового года.Собачьи бега – это спортивные соревнования для разных пород собак (обычно это борзые или грейхаунды), где собаки бегают по арене за воображаемой приманкой. Обычно такой приманкой выступает искусственный заяц или кролик, а арена имеет форму круга.

То есть собаки в рамках соревнований бегают по кругу не  друг за другом, а за воображаемой дичью.

Польза от этого бега кругами за воображаемой приманкой очевидна для всех участников процесса:

- собачкам это интересно и поддерживает их в форме;

-  люди на этом зарабатывают, делая ставки.

Уважаемый читатель может в недоумении задать вопрос: а какое отношение это имеет к закупкам и к теме статьи?

Ответ: самое прямое. Дело в том, что собачкам, выступающим в этих соревнованиях, настолько нравится в них участвовать, что они часто начинают бегать за воображаемой дичью и вне рамок арены.

В этом отношении поведение многих специалистов по закупкам напоминает автору поведение этих собачек:

- специалисты по закупкам настолько привыкли к негативным изменениям законодательства в сфере закупок, что даже в тех ситуациях, когда таких изменений нет, то для сохранения своего спокойствия нужно их вообразить (придумать) даже, если их нет.

Для тех читателей, кто оскорбился сравнением специалистов по закупкам с собаками, которые бегают по кругу за воображаемыми проблемами («дичью»), приведу ещё один свой довод в пользу сравнения с собаками.

Темой настоящей статьи является рассмотрение актуального вопроса применения заказчиками, уполномоченными и контрольными органами нового пункта 8.4 статьи 3 новой редакции Закона № 44-ФЗ, в котором содержится понятие этапа исполнения контракта, в его взаимосвязи с другими нормами данного закона и принятыми в его исполнение подзаконными актами, в том числе новыми правилами ведения реестра контрактов. То есть рассмотрение так называемой «проблемы» этапа исполнения контракта (-ов) с 01.01.2022 г., которая будоражит умы многих заказчиков после Нового года.Как известно из науки о поведении животных (этологии), коллективные животные (пояснение: а читатель надеюсь не будет оспаривать, что человек к ним относится) склонны повторять поведение друг друга: если одна собака побежала за воображаемым зайцем, то, скорее всего, за ней побегут и остальные.

Поэтому в этом аспекте сравнение поведения собак и людей (специалистов по закупкам), по мнению автора, вполне обоснованно.

Итак, с чего начался наш «собачий бег» в закупках или как появилась пресловутая «проблема» этапа исполнения контракта?

В октябре-ноябре прошлого 2021 года, один очень уважаемый (в том числе и автором) специалист по закупкам по имени Александр (пояснение: фамилию называть не буду по этическим соображениям, чтобы его не смущать, но сделаю оговорку, что речь идёт не об известном специалисте по закупкам  в сфере медицины Г. Александрове; у уважаемого Александрова имя Григорий, а не Александр), поведал специалистам по закупкам о том, что с 2022 года заказчиков ждёт новая ужасная проблема под названием «этап исполнения контракта».

Александр обнаружил, что новой редакции Закона о контрактной системе в пункте 8.4 статьи 3 содержится понятие «этап исполнения контракта».

При этом Александр прочитал этот новый пункт, сделав акцент на том, что выделено ниже заглавными буквами и жирным шрифтом:

8.4) отдельный этап исполнения контрактаЧАСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ), В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО КОНТРАКТОМ УСТАНОВЛЕНА ОБЯЗАННОСТЬ ЗАКАЗЧИКА ОБЕСПЕЧИТЬ ПРИЁМКУ (С ОФОРМЛЕНИЕМ в соответствии с настоящим Федеральным законом ДОКУМЕНТА О ПРИЁМКЕ) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

Соответственно, Александр при чтении данной нормы новой редакции Закона № 44-ФЗ (возможно, во время фуршетов или предновогодних застолий) сделал ударение на слове «приЁмка» и фразе «оформлением документа о приЁмке».

Исходя из опыта различных празднований автора, где происходит употребление спиртных напитков, это неудивительно. Действительно, после вечеринок и празднований, первая буква, которая приходит в голову наутро, когда ты смотришь на свой потрёпанный вид в зеркале (именно на ней делаешь акцент) – это буква «Ё»: например, фраза ненормативной лексики на букву «ё», которая буквально означает «возможно, я твой отец» и другие подобные фразы русского разговорного языка на букву «ё».

Однако, читатель, автор опять отвлёкся, поэтому вернёмся от особенностей русской ненормативной лексики к трудам Александра и его выводов.

Исходя из содержания текста пункта 8.4 статьи 3 Закона контрактной системе с ударением на букву «Ё» в её тексте, Александр пришёл к следующему выводу:

- раз в этой норме речь идёт о любой приЁмке продукции с оформлением документа о еЁ приЁмке, а любая приЁмка влечЁт обязанность оплаты в установленный Законом о контрактной системе срок, то любая приЁмка согласно пункту 8.4 статьи 3 Закон № 44-ФЗ с 01.01.2022 г.  является этапом исполнения контракта.

Соответственно, исходя из такого прочтения этой нормы закона с ударением на букве «Ё», то это влечёт необходимость указания заказчиком фактической стоимости принимаемой продукции в рамках каждой приёмки продукции (товаров, работ, услуг) в качестве отдельного этапа (-ов) исполнения контрактов, как в самом контракте, так и в извещении о закупке.

Дальше, Александр с грустным видом записал соответствующее видеообращение к коллегам, где поведал эту печальную новость для всех заказчиков.

При этом надо отдать должное Александру, он указал на абсурдность такого прочтения этой нормы закона:

- как можно указать стоимость того, в отношении чего неизвестно состоится оно или нет (будет ли поставлена и принята продукция (товары, работы, услуги) по контракту или нет?

Однако, Александр, посмотрел на нас грустными глазами на видео и сообщил, что другого варианта нет. Как говорили римляне, «дура лекс» есть «лекс» (воля законодателя).

После этого выступления Александра, большинство других экспертов и преподавателей, в том числе автор статьи, подобно упомянутым выше собачкам решили повторить логику Александра в своих выступлениях и статьях.

А что нам было делать?

Предновогодние застолья и лекционный процесс, в рамках которого нужно зарабатывать деньги, в самом разгаре. При этом Александр – очень уважаемый (авторитетный) специалист и он не может говорить что-то неправильное («бежать не в ту сторону»). Соответственно, если Александр куда-то «бежит» (что-то говорит), то и нам надо «бежать» в ту же сторону. Да и честно сказать: эксперту грех не с-ть (заимствовать) идею у коллеги (другого эксперта).

Соответственно, за Александром и его «проблемой» этапа исполнения контракта побежали все остальные, в том числе и автор статьи.

Пояснение: обычно автор ни за кем не «бегает», так как к нему в квартиру в качестве музы приходят лично разработчики поправок в Закон № 44-ФЗ (в том числе сам директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России Т.П. Демидова, что установлено и.о. прокурора Центрального района г. Калининграда и вступившим в законную силу постановлением мирового судьи 4-го судебного участка Центрального района г. Калининграда). Однако, после перенесённого COVID-19 в тяжёлой форме у автора очень сильно пострадала печень, что затрудняет процесс призыва разработчиков реформ законодательства о контактной системе).

Однако, в ночь на 29-30 января 2022 года автор прибыл поздравить с Днём Рожденья своего друга в г. Москву. Естественно, в этот день было просто грех не поздравить и  помучить свою больную печень хорошей порцией крепкого алкоголя. И после празднования, как обычно, нет к автору не явились сотрудники ответственных департаментов Минфина России (хотя гостиницу он снимал в 5 минутах ходьбы от славного «регулятора»), а….

ПРОЯСНИЛОСЬ!!!

Темой настоящей статьи является рассмотрение актуального вопроса применения заказчиками, уполномоченными и контрольными органами нового пункта 8.4 статьи 3 новой редакции Закона № 44-ФЗ, в котором содержится понятие этапа исполнения контракта, в его взаимосвязи с другими нормами данного закона и принятыми в его исполнение подзаконными актами, в том числе новыми правилами ведения реестра контрактов. То есть рассмотрение так называемой «проблемы» этапа исполнения контракта (-ов) с 01.01.2022 г., которая будоражит умы многих заказчиков после Нового года.

Автор понял, что никакой «проблемы» этапа исполнения контракта на самом деле не существует, если при чтении пункта 8.4 статьи 3 Закона о контрактной системе делать ударение не на букве «Ё», а на букве «О»:

«8.4) отдельный этап исполнения контракта - часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена ОБЯЗАННОСТЬ ЗАКАЗЧИКА ОБЕСПЕЧИТЬ приёмку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и ОПЛАТУ поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги».

Читатель может задать вопрос: ну и каким образом это решает данную проблему?

Ответ очевиден: если этап исполнения контракта – это часть обязательства, в отношении которого контрактом устанавливается обязанность обеспечить не только приёмку, но и оплату, то в контракте должна быть обязательно прописана отдельная стоимость такой части обязательств.

При этом в силу прямого указания   норм Закона о контрактной системе такая отдельная стоимость части обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) должна быть прописана в виде цены отдельного этапа исполнения контракта, которая является частью начальной (максимальной) цены контракта, цены заключаемого контракта.

В частности, возможность указания такой отдельной стоимости части обязательств по контракту (цены этапа исполнения контракта) предусматривается:

- в пункте 9 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ:

Статья 42. Извещение об осуществлении закупки

1. При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик …и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:

9) начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы)

- в части 2 статьи 34 Закона № ФЗ-44:

Статья 34. Контракт

2…

В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

 - в части 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ:

13. В контракт включаются обязательные условия:

1) В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;

 - в пункте 10 части 2 статьи 103 Закона № 44-ФЗ:

10) информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций);

Обращаю внимание читателей, что во всех этих нормах подчёркивается право, а не обязанность заказчика устанавливать отдельную стоимость части обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) в виде цены отдельного этапа исполнения контракта.  При этом в пункте 10 части 2 статьи 103 Закона № 44-ФЗ прямо разграничивается общая стоимость об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, то есть отдельной стоимости части таких обязательств.

То есть в рамках действующей редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе этапы исполнения контракта – это не любые промежуточные сроки выполнения работ и периоды поставки товара, а эта часть обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которых в контракте заказчиком выделена их отдельная стоимость в виде цены этапа исполнения контракта в рамках общей цены контракта.

Поэтому довод о том, что любая частичная приёмка товара, работы, услуги, в отношении которой в контракте специально не выделена отдельная стоимость таких обязательств (их части), является надуманным прямо противоречит вышеуказанным нормам Закона № 44-ФЗ о праве, но не обязанности устанавливать цену отдельного этапа исполнения контракта (стоимость части обязательств в рамках исполнения цены контракта).

При этом в подпунктах и) и л) пункта 10 новых Правил ведения реестра контрактов, заключённых заказчиками, утв.  постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 (далее – Правила ведения реестра контрактов), также повторяются указанные выше нормы Закона № 44-ФЗ, где говорится о праве, но обязанности устанавливать заказчика в контракте цену и сроки отдельных этапов исполнения контрактов:

10. В реестр в соответствии с настоящими Правилами подлежат включению следующие информация и документы о контракте, заключенном в соответствии с Федеральным законом:

и) информация о цене контракта:

- цена контракта (отдельного этапа исполнения контракта) …;

- размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), размер аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента цены соответствующего этапа (если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса);

л) срок исполнения контракта, каждого отдельного этапа исполнения контракта (при наличии);

Также в положениях пункта 21 и подпункта к) пункта 14 новых Правил ведения реестра контрактов, которые   вступят в силу с 01.01.2023 г., содержится норма о необходимости присвоения отдельных идентификаторов информации о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в том числе документам о приёмке, так и отдельным этапам исполнения контракта. При этом в подпункте ж) пункта 10 новых Правил ведения реестра контрактов указано на возможность установления отдельного графика платежей в рамках этапа исполнения контракта, то есть  возможность оплаты не по одному, а, например, по нескольким документам о приёмке. 

Соответственно, эти нововведения в Правилах ведения реестра контрактов не оставляют камня на камне от доводов о том, что подписание любого документа о приёмке является исполнением отдельного этапа контракта.

ПОЯСНЕНИЕ: для тех специалистов и экспертов по закупкам, у которых в отличие от автора  отсутствует самоирония и чувство юмора, которое подразумевает умение признавать свои ошибки и посмеяться над самим собой: новые Правила ведения реестра контрактов позволяют Вам не говорить о том, что Вы раньше  несли откровенную ахинею о «проблеме» этапа исполнения контракта, «скоммуниздив» (заимствовав) идею у Александра, а что называется «сохранить лицо» (реноме), сославшись на изменения законодательства (новые Правила ведения реестра контрактов, где предусмотрены указанные оговорки об указании этапов исполнения контрактов при их наличии в контракте, а также отдельное присвоение идентификаторов документам о приёмке и этапам исполнения контрактов).

Со своей стороны, автору не стыдно признаться в ошибочном толковании пункта 8.4 статьи 3 Закона № 44-ФЗ из-за поверхностного (невнимательного) прочтения этой нормы. «I'm sorry», уважаемые заказчики - это всё предновогодние застолья и новогодние праздники!

Резюмируя вышесказанное, для того, чтобы не указывать цену и сроки исполнения отдельного этапа исполнения контракта в извещении о закупке или при регистрации контракта в реестре контрактов, заказчику достаточно написать в тексте контракта одну строчку:

«Цена отдельного этапа (-ов) исполнения контракта: не установлена в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, так как контрактом не предусмотрено его поэтапное исполнение».

Также обращаю внимание читателей ещё на одно важное обстоятельство:

- уважаемый Александр, подкинул всем нам очень полезную идею при проведении конкурентных закупок в 2022 году.

Он первый обратил внимание на содержание пункта 13 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в котором указано на возможность изменения срока исполнения отдельного этапа (-ов) контракта в рамках срока исполнения контракта с 01.01.2022 г.

Что это даёт заказчикам с практической точки зрения?

Поскольку в действующей с 01.01.2022 г. редакции Закона № 44-ФЗ отсутствуют какие-либо критерии выделения стоимости части обязательств по поставке продукции в цену отдельного этапа (-ов) исполнения контрактов, то это превращает все конкурентные процедуры закупки в руках умелого заказчика в фикцию.

Приведём несколько наглядных примеров.

Пример 1: исполнение контракта в один этап

Заказчик проводит конкурентную закупку какого-либо товара, работы, услуг. В проекте контракта у него указано, что исполнение контракта состоит из одного этапа. При этом срок исполнения этапа контракта равен сроку поставки товара, выполнения работ или оказания услуг, а цена исполнения отдельного этапа исполнения контракта, соответственно, равна цене контракта.

В этом случае конкурентная закупка является полной профанацией: заказчик может делать с таким существенным условием контракта, как срок исполнения контракта, всё, что хочет, в том числе, например, устанавливать заведомо нереальные сроки поставки продукции, чтобы протащить «своего» поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом, если результат закупки будет не устраивать заказчика, то он не обязан менять сроки исполнения такого контракта в виде одного этапа, что создает также и повышенные коррупционные риски при исполнении контрактов.

Пример 2: исполнение контракта в несколько этапов

Здесь провернуть «фокус» с нереальным сроком исполнения контракта и произвольным его изменением, заказчику также очень просто. Для этого достаточно установить сроки отдельных этапов исполнения контракта и вписать в текст контракта следующую формулировку:

«2.1. Сроки исполнения отдельных этапов исполнения контрактов:

2.1.1. Первый этап исполнения контракта: с 01.01.2022 г. по 31.01.2022 г.

2.2. Второй этап исполнения контракта: с 01.02.2022 г. по 28.02.2022 г.

2.2. Срок исполнения контракта:

2.2.1. Начало исполнения контракта: с даты заключения контракта.

2.2.2.Окончание исполнения контракта: после исполнения последнего этапа исполнения контракта, срок исполнения которого установлен пунктом 2.1.1 настоящего контракта».

В этом случае срок окончания исполнения контракта будет формально установлен заказчиком и привязан к сроку окончания последнего этапа исполнения контракта, что позволит заказчику зарегистрировать такой контракт в Реестре контрактов и впоследствии произвольно менять такой срок путём изменения срока последнего этапа исполнения контракта.

Однако, некоторые особо вдумчивые читатели могут задать вопрос:

А что делать с ценой отдельных этапов исполнения контрактов? Ведь, её никак не поменять, так как цены отдельных этапов исполнения контрактов относятся к существенным условиям контракта, которые невозможно менять.

И здесь автор не видит никакой проблемы, так как общая цена контракта при его заключении складывается из суммы цен отдельных этапов исполнения контрактов, как это следует из содержания части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе (пояснение: именно по этой причине в этой норме и применяется "процент снижения НМЦК")

Соответственно, для того чтобы иметь возможность поменять цену отдельных этапов исполнения контрактов, условие о цене контракта можно сформулировать следующим образом (пример):

«Цена контракта составляет 1 000 000 рублей 00 копеек, и включает в себя  расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, все иные расходы, связанные с исполнением настоящего Контракта,  в том цену (стоимость) отдельных этапов  исполнения контракта, предусмотренных пунктом 2.1 Контракта:

1) цена (стоимость) первого этапа исполнения контракта, указанного в пункте 2.1.1 Контракта: 500 000 рублей 00 копеек;

2) цена (стоимость) второго (последнего) этапа исполнения контракта, указанного в пункте 2.1.1 Контракта: 500 000 рублей 00 копеек».

 Такое включение цену (стоимости) отдельных этапов исполнения контракта непосредственно в структуру цены контракта впоследствии даёт заказчику при изменении общей цены контракта менять соответствующим образом и её составные части – цену отдельных этапов исполнения контрактов.

При этом наиболее простыми основаниями изменения цены контракта здесь могут выступить необходимость поставки дополнительного объёма (количества) продукции (товаров, работ, услуг), согласованная сторонами в соглашении, заключённом по подпункту 1.2, а для ряда строительных работ – по подпункту 1.3 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

То есть изменение цены отдельных этапов исполнения контракта путём их включения в структуру цены контракта для грамотного заказчика не представляет никакой трудности (является чисто техническим вопросом).

С учётом изложенного, автор и, надеюсь все читатели присоединятся к нему в этом вопросе, выражает нашему горячо любимому «регулятору» -  Минфину России искреннюю признательность за открытие «проблемы» этапа исполнения контракта, которая подарила нам столь чудесные и полезные с практической точки зрения аспекты новой редакции Закона № 44-ФЗ.

 

P.S: Татьяна Павловна, Вы и Ваши подчинённые - просто молодцы. Как говорится, «дооптимизировались» до полного обессмысливания конкурентных процедур закупок.  «Уважуха»! (даже автор со своим пытливым и изворотливым умом так бы не смог). Поэтому, пожалуйста, являйтесь ко мне (автору) почаще, так как без Вас скучаю и чахну -  Вы и Ваши подчинённые стали для меня настоящей музой (только просьба предварительно позвонить до появления в моей квартире, так как могу отсутствовать). 

P.P.S.: а уважаемым специалистам по закупкам, у которых отсутствует устойчивая мистическая связь с вдохновляющими «музами» из «регулятора», автор настоятельно рекомендует думать о том, куда «бежать» и стоит ли туда «бежать» даже, если туда побежали все, в том числе другие уважаемые специалисты. Ибо все могут ошибаться, но не все способны принять и исправить свои ошибки.

*** 

Экспертная аналитика, свежие новости 44-ФЗ и практические кейсы доступны также в наших группах в социальных сетях: 

Паблик (группа)  ВКонтате:  https://vk.com/club49750668

 

Автор: Дон Виктор Викторович

директор Балтийского тендерного центра,

юрист-практик, эксперт в сфере закупок

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти