Свежий обзор закупочного законодательства с 05.11.2024 по 10.11.2024
В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
1.Ноутбуки под защитой ГОСТа: новые стандарты качества и безопасности от Росстандарта
Росстандарт утвердил первые национальные стандарты для ноутбуков: ГОСТ Р 71174-2024, вводящий терминологию (например, определения ноутбуков, портативных устройств, сенсорных дисплеев и др.), и ГОСТ Р 71202-2024, устанавливающий основные параметры и требования к безопасности.
2.Миллион на концерт: в России хотят ограничить расходы на госзакупки культурных мероприятий
Стоимость госзакупок на проведение концертов предложили ограничить до 1 млн рублей. В Госдуму внесен законопроект с поправками в ст. 19 Закона о контрактной системе (№ 44-ФЗ). Документ предполагает ужесточение требований к закупкам услуг по организации и проведению концертов, музыкальных мероприятий и корпоративов.
4.Утверждены требования к порядку использования муниципальными образованиями экономии, образовавшейся по результатам заключения муниципальных контрактов
Документ: Постановление Правительства РФ от 06.11.2024 № 1491
3.ФСТЭК уточнила требования по лицензированию деятельности в сфере защиты конфиденциальной информации
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) разъяснила порядок лицензирования отдельных видов деятельности в области защиты конфиденциальной информации. Письмо подробно описывает виды работ, подлежащие обязательному лицензированию, и подчеркивает их неделимость
Документ: Письмо ФСТЭК России от 28.10.2024 № 240/13/5159
4.Финансовая дисциплина в фокусе: результаты проверок Казначейства выявили слабые места и успешные практики в управлении бюджетом
Документ: Обзор результатов осуществления Федеральным казначейством контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами, выявленных системных и систематических недостатков и нарушений, а также положительной практики, направленной на предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере, в I полугодии 2024 года
5.Полугодовой отчет Казначейства: выявленные пробелы и лучшие практики региональной финансовой дисциплины
Федеральное казначейство подвело итоги контрольной деятельности в субъектах РФ за первое полугодие 2024 года. В ходе проверок были выявлены многочисленные системные и систематические нарушения в бюджетной сфере, в том числе в организации исполнения бюджета, использовании межбюджетных трансфертов и исполнении государственных контрактов.
Документ: Обзор результатов осуществления Федеральным казначейством контрольной деятельности в субъектах Российской Федерации, выявленных системных и систематических недостатков и нарушений, а также положительной практики, направленной на предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере, в I полугодии 2024 года
7.Отказаться ли от заключения контракта, если поставщик попал в РНП с момента подписания протокола подведения итогов до подписания контракта
Нужно ли заказчику отказаться от заключения контракта, если сведения о поставщике включили в РНП в период с момента подписания протокола подведения итогов определения поставщика до подписания контракта?
2.Заказчик не предупредил подрядчика об объективной необходимости приостановки работ и оплатил их стоимость согласно контракту. Возникло ли у подрядчика неосновательное обогащение?
Документ: Постановление АС Уральского округа от 31.10.2024 г № Ф09-6218/2024по делу №А76-27155/2023
3.Допускается ли условие о закупке лекарства с конкретным торговым наименованием, если есть взаимозаменяемый препарат с иным названием другого производителя?
В вопросе разбирались суды.
Документ: Постановление АС Московского округа от 25.10.2024 г № Ф05-21961/2024 по делу № А40-254173/2023
1.Нужно ли в 2024 году устанавливать требование о наличии у участника лицензии на услуги дезинфекции, дезинсекции и дератизации?
Федеральным законом от 29.05.2023 N 194-ФЗ было введено лицензирование деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с 1 марта 2024 года. Срок получения лицензии по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения переносится на 01.03.2025.
Заказчик планирует разместить закупку на оказание данного вида услуг в ноябре 2024 года со сроком оказания услуг с 01.01.2025 по 31.12.2025.
Необходимо ли заказчику устанавливать требование о наличии лицензии у участника закупки?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
В настоящее время включение названного в вопросе требования может быть признано избыточным.
2.Нужна ли подпись поставщика в акте по форме 0510452, если он не присутствовал на приемке
Вышли разъяснения Минфина от 25.07.2024 № 02-07-07/69598. Получается, что не нужно требовать от поставщика подписи в акте по форме 0510452, если он не присутствовал при приемке?
4.Вправе ли стороны уменьшить цену за единицу ТРУ в контракте с неопределенным объемом
При проведении закупки с ценой за единицу, вправе ли стороны контракта уменьшить цену?
Нет, не вправе. Цену единицы ТРУ стороны устанавливают на этапе заключения контракта. Такая цена остается фиксированной (письмо Минфина от 26.09.2024 № 24-08-07/92762).
5.Допустимо ли требовать от поставщика бумажный акт помимо электронного документа о приемке
В контракте прописано, что поставку товара и принятие его заказчиком должен подтверждать документ о приемке. Достаточно ли электронного акта или нужно требовать еще бумажный?
Здравствуйте. Работаю в муниципальном бюджетном учреждении. Есть контракт по 44-ФЗ по проведению техосмотр автотранспорта с выдачей диагностических карт. Одно из транспортных средств учреждения (автобус ПАЗ) недавно проходило техосмотр (стоимость 2218 руб), но не прошло. Выявили нарушения. Отправили на повторный техосмотр на 29.06.2023 (стоимость 1030 руб). Однако в контракте в спецификации касательно этого автобуса прописана только строка "Техосмотр транспортного средства автобус ПАЗ" на сумму 2218 руб. Можно ли в спецификацию добавить строку "Повторный техосмотр транспортного средства автобус ПАЗ" на сумму 1030 руб.? Хотелось бы избежать нарушение 44-ФЗ и штрафа. Заранее спасибо
Как применяются пп. 3, 3(1) Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, в то случае, если на участие в электронном аукционе подана только ОДНА заявка, которая содержит в себе предложение на товар иностранного происхождения? Этот товар не входит в перечень, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. N 126н.
В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Ноутбуки под защитой ГОСТа: новые стандарты качества и безопасности от Росстандарта
Росстандарт утвердил первые национальные стандарты для ноутбуков: ГОСТ Р 71174-2024, вводящий терминологию (например, определения ноутбуков, портативных устройств, сенсорных дисплеев и др.), и ГОСТ Р 71202-2024, устанавливающий основные параметры и требования к безопасности.
https://gkgz.ru/noutbuki-pod-zashhitoj-gosta-novye-standarty-kachestva-i-bezopasnosti-ot-rosstandarta/
2.Миллион на концерт: в России хотят ограничить расходы на госзакупки культурных мероприятий
Стоимость госзакупок на проведение концертов предложили ограничить до 1 млн рублей. В Госдуму внесен законопроект с поправками в ст. 19 Закона о контрактной системе (№ 44-ФЗ). Документ предполагает ужесточение требований к закупкам услуг по организации и проведению концертов, музыкальных мероприятий и корпоративов.
Документ: Законопроект № 761249-8
https://gkgz.ru/million-na-kontsert-v-rossii-hotyat-ogranichit-rashody-na-goszakupki-kulturnyh-meropriyatij/
3.Уточнен порядок рассмотрения информации о фактах повышения цен на сырье и комплектующие, необходимые для выполнения гособоронзаказа
Документ: Приказ ФАС России от 19 сентября 2024 г. N 643/24
https://gkgz.ru/utochnen-poryadok-rassmotreniya-informatsii-o-faktah-povysheniya-tsen-na-syre-i-komplektuyushhie-neobhodimye-dlya-vypolneniya-gosoboronzakaza/
4.Утверждены требования к порядку использования муниципальными образованиями экономии, образовавшейся по результатам заключения муниципальных контрактов
Документ: Постановление Правительства РФ от 06.11.2024 № 1491
https://gkgz.ru/utverzhdeny-trebovaniya-k-poryadku-ispolzovaniya-munitsipalnymi-obrazovaniyami-ekonomii-obrazovavshejsya-po-rezultatam-zaklyucheniya-munitsipalnyh-kontraktov/
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Минфин рассказал, кто от имени участников может осуществлять юридически значимые действия в ЕИС при проведении закупок по Закону N 44-ФЗ
Документ: Письмо Минфина России от 26 сентября 2024 г. N 24-06-06/92792
https://gkgz.ru/minfin-rasskazal-kto-ot-imeni-uchastnikov-mozhet-osushhestvlyat-yuridicheski-znachimye-dejstviya-v-eis-pri-provedenii-zakupok-po-zakonu-n-44-fz/
2.Срок действия справки об отсутствии судимости для госзакупок в сфере общественного питания: мнение Минфина
Документ: Письмо Минфина России от 24.10.2024 N 24-06-09/103488
https://gkgz.ru/srok-dejstviya-spravki-ob-otsutstvii-sudimosti-dlya-goszakupok-v-sfere-obshhestvennogo-pitaniya-mnenie-minfina/
3.ФСТЭК уточнила требования по лицензированию деятельности в сфере защиты конфиденциальной информации
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) разъяснила порядок лицензирования отдельных видов деятельности в области защиты конфиденциальной информации. Письмо подробно описывает виды работ, подлежащие обязательному лицензированию, и подчеркивает их неделимость
Документ: Письмо ФСТЭК России от 28.10.2024 № 240/13/5159
https://gkgz.ru/fstek-utochnila-trebovaniya-po-litsenzirovaniyu-deyatelnosti-v-sfere-zashhity-konfidentsialnoj-informatsii/
4.Финансовая дисциплина в фокусе: результаты проверок Казначейства выявили слабые места и успешные практики в управлении бюджетом
Документ: Обзор результатов осуществления Федеральным казначейством контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами, выявленных системных и систематических недостатков и нарушений, а также положительной практики, направленной на предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере, в I полугодии 2024 года
https://gkgz.ru/finansovaya-distsiplina-v-fokuse-rezultaty-proverok-kaznachejstva-vyyavili-slabye-mesta-i-uspeshnye-praktiki-v-upravlenii-byudzhetom/
5.Полугодовой отчет Казначейства: выявленные пробелы и лучшие практики региональной финансовой дисциплины
Федеральное казначейство подвело итоги контрольной деятельности в субъектах РФ за первое полугодие 2024 года. В ходе проверок были выявлены многочисленные системные и систематические нарушения в бюджетной сфере, в том числе в организации исполнения бюджета, использовании межбюджетных трансфертов и исполнении государственных контрактов.
Документ: Обзор результатов осуществления Федеральным казначейством контрольной деятельности в субъектах Российской Федерации, выявленных системных и систематических недостатков и нарушений, а также положительной практики, направленной на предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере, в I полугодии 2024 года
https://gkgz.ru/polugodovoj-otchet-kaznachejstva-vyyavlennye-probely-i-luchshie-praktiki-regionalnoj-finansovoj-distsipliny/
6.Разъяснены нюансы реализации требования к контрагенту о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО
Документ: Письмо Минфина России от 16 сентября 2024 г. N 24-06-06/88175
https://gkgz.ru/razyasneny-nyuansy-realizatsii-trebovaniya-k-kontragentu-o-privlechenii-k-ispolneniyu-kontrakta-subpodryadchikov-iz-chisla-smp-sono/
7.Отказаться ли от заключения контракта, если поставщик попал в РНП с момента подписания протокола подведения итогов до подписания контракта
Нужно ли заказчику отказаться от заключения контракта, если сведения о поставщике включили в РНП в период с момента подписания протокола подведения итогов определения поставщика до подписания контракта?
https://gkgz.ru/otkazatsya-li-ot-zaklyucheniya-kontrakta-esli-postavshhik-popal-v-rnp-s-momenta-podpisaniya-protokola-podvedeniya-itogov-do-podpisaniya-kontrakta/
8.Рекомендации Минфина: как бюджетным учреждениям определить начальную цену контракта
Ведомство выпустило письмо по определению начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) для бюджетных учреждений.
Документ: Письмо Минфин России от 4 октября 2024 г. N 24-08-06/96200
https://gkgz.ru/rekomendatsii-minfina-kak-byudzhetnym-uchrezhdeniyam-opredelit-nachalnuyu-tsenu-kontrakta/
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Суды разбирались, применять ли одностороннюю реституцию при признании контрактов ничтожными сделками
Документ: Определение ВС РФ от 31.10.2024 г № 310-ЭС24-19373 по делу №А64-11748/2023
https://gkgz.ru/sudy-razbiralis-primenyat-li-odnostoronnyuyu-restitutsiyu-pri-priznanii-kontraktov-nichtozhnymi-sdelkami/
2.Заказчик не предупредил подрядчика об объективной необходимости приостановки работ и оплатил их стоимость согласно контракту. Возникло ли у подрядчика неосновательное обогащение?
Документ: Постановление АС Уральского округа от 31.10.2024 г № Ф09-6218/2024по делу №А76-27155/2023
https://gkgz.ru/zakazchik-ne-predupredil-podryadchika-ob-obektivnoj-neobhodimosti-priostanovki-rabot-i-oplatil-ih-stoimost-soglasno-kontraktu-vozniklo-li-u-podryadchika-neosnovatelnoe-obogashhenie/
3.Допускается ли условие о закупке лекарства с конкретным торговым наименованием, если есть взаимозаменяемый препарат с иным названием другого производителя?
В вопросе разбирались суды.
Документ: Постановление АС Московского округа от 25.10.2024 г № Ф05-21961/2024 по делу № А40-254173/2023
https://gkgz.ru/dopuskaetsya-li-uslovie-o-zakupke-lekarstva-s-konkretnym-torgovym-naimenovaniem-esli-est-vzaimozamenyaemyj-preparat-s-inym-nazvaniem-drugogo-proizvoditelya/
4.Квартиры и Гусь-Хрустальная прокуратура
Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 23.10.2024 г № Ф01-4789/2024 по делу № А11-1354/2022
https://gkgz.ru/kvartiry-i-gus-hrustalnaya-prokuratura/
5.Суд: ограничения на допуск импортных медизделий распространяются и на госзакупку шприцов общего назначения
Документ: Постановление 15-го ААС от 31.10.2024 по делу № А53-5319/2024
https://gkgz.ru/sud-ogranicheniya-na-dopusk-importnyh-medizdelij-rasprostranyayutsya-i-na-goszakupku-shpritsov-obshhego-naznacheniya/
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Нужно ли в 2024 году устанавливать требование о наличии у участника лицензии на услуги дезинфекции, дезинсекции и дератизации?
Федеральным законом от 29.05.2023 N 194-ФЗ было введено лицензирование деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с 1 марта 2024 года. Срок получения лицензии по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения переносится на 01.03.2025.
Заказчик планирует разместить закупку на оказание данного вида услуг в ноябре 2024 года со сроком оказания услуг с 01.01.2025 по 31.12.2025.
Необходимо ли заказчику устанавливать требование о наличии лицензии у участника закупки?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
В настоящее время включение названного в вопросе требования может быть признано избыточным.
https://gkgz.ru/nuzhno-li-v-2024-godu-ustanavlivat-trebovanie-o-nalichii-u-uchastnika-litsenzii-na-uslugi-dezinfektsii-dezinsektsii-i-deratizatsii/
2.Нужна ли подпись поставщика в акте по форме 0510452, если он не присутствовал на приемке
Вышли разъяснения Минфина от 25.07.2024 № 02-07-07/69598. Получается, что не нужно требовать от поставщика подписи в акте по форме 0510452, если он не присутствовал при приемке?
https://gkgz.ru/nuzhna-li-podpis-postavshhika-v-akte-po-forme-0510452-esli-on-ne-prisutstvoval-na-priemke/
3.Все ли контракты с едпоставщиком в переведут в цифровой формат
Слышали, что контракты с едпоставщиком перейдут в ЕИС. Это касается всех пунктов 93-й статьи?
https://gkgz.ru/vse-li-kontrakty-s-edpostavshhikom-v-perevedut-v-tsifrovoj-format/
4.Вправе ли стороны уменьшить цену за единицу ТРУ в контракте с неопределенным объемом
При проведении закупки с ценой за единицу, вправе ли стороны контракта уменьшить цену?
Нет, не вправе. Цену единицы ТРУ стороны устанавливают на этапе заключения контракта. Такая цена остается фиксированной (письмо Минфина от 26.09.2024 № 24-08-07/92762).
https://gkgz.ru/vprave-li-storony-umenshit-tsenu-za-edinitsu-tru-v-kontrakte-s-neopredelennym-obemom
5.Допустимо ли требовать от поставщика бумажный акт помимо электронного документа о приемке
В контракте прописано, что поставку товара и принятие его заказчиком должен подтверждать документ о приемке. Достаточно ли электронного акта или нужно требовать еще бумажный?
https://gkgz.ru/dopustimo-li-trebovat-ot-postavshhika-bumazhnyj-akt-pomimo-elektronnogo-dokumenta-o-priemke/
Источник: ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Подробности: https://gkgz.ru/svezhij-obzor-zakupochnogo-zakonodatelstva-s-05-11-2024-po-10-11-2024/