ПАМЯТКА ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНОВ: Осторожно, неадекватные дезинфектологи или какие адреса указываются в лицензиях на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии

лицензия на дезинфектологию при осуществлении закупок, закупки услуг по дезинсекции и дератизацииУважаемые Коллеги!

На протяжении января-февраля 2019 года в наш адрес неоднократно обращались заказчики из различных регионов с просьбой помочь им в разрешении следующей проблемы:

- в адрес этих заказчиков при проведении закупок на оказание услуг по проведению дезинсекционных или дератизационных мероприятий начали поступать запросы от участников, осуществляющих дезинфекционную деятельность (предположительно место нахождения этих участников  - г. Екатеринбург) с требованием внести  изменения в документацию о закупке с учётом ряда правовых позиций, изложенных в судебных актах Верховного Суда РФ в 2018 году.

Напоминаем, что в прошлом году Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ указала, что при осуществлении закупки услуг  по дератизации и дезинсекции аукционная документация должна содержать требование о наличии у участника аукциона лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии (определение № 310-КГ17-14344 от 12.01.2018 г. по делу № А23-840/2016). Также Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ сформулировала правовой подход, согласно которому сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, указанные в лицензии, должны совпадать с местом оказания услуг, предусмотренным описанием объекта закупки, так как право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления такого вида деятельности (определение № 301-КГ18-2640 от 10.08.2018 г.  по делу № А29-2241/2017)

На основании указанных судебных актов этот участник закупки, массово направляющий запросы о разъяснении требований документаций, требует от заказчиков и уполномоченных органов внесения следующих изменений в закупочную документацию:

- устанавливать при закупке услуг по дератизации и дезинсекции, что адрес, указанный в предоставляемой участником закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии ОБЯЗАТЕЛЬНО должен совпадать с адресом объекта (помещением, территорией заказчика).

В переводе на русский язык:

- если, например, заказчик хочет заказать уничтожение грызунов (крыс,  мышей и пр.) в своих помещениях, то участник должен иметь лицензию на оказание услуг по дератизации с указанием адреса именно этих помещений заказчика;

- если, например, администрации муниципального образования требуется провести противоклещевую обработку общественных территорий (парков, скверов и т.п.), то  у участника в лицензии должны быть обязательно указаны в качестве адрес именно эти общественные территории.

Понятно, что даже с точки зрения логики и здравого смысла, подобные «требования» выглядят очень странными (неадекватными).

ПАМЯТКА ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНОВ: осторожно, неадекватные дезинфектологи или какие адреса указываются в лицензиях на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии

Однако, заказчик и уполномоченный орган обязаны предоставить мотивированный ответ на указанный запрос участника со ссылками на действующее законодательство РФ вне зависимости от его обоснованности.  

Полагаем, что участники закупки, направляющие эти запросы (предположительно место нахождения этих участников – г. Екатеринбург) невнимательно прочитали определение  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ № 310-КГ17-14344 от 12.01.2018 г. по делу № А23-840/2016.

Между тем, Верховный Суд РФ в данном определении акцентировал внимание на том, что деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ (в комплекс или по отдельности) в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Федеральном законе от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию.

При этом Судебная коллегия  указала, что дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными   Санитарно-эпидемиологическими требованиями СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», которые утверждены постановлением главного  государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 июня 2003 года № 131 (далее - СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности»).

Данное постановление главного  государственного санитарного врача Российской Федерации не просто какой-то технический документ, а официальный нормативный правовой акт РФ, который издан во исполнение Федерального закона от 30.03.1999 г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»  и зарегистрирован в Минюсте России 19 июня 2003 года (Регистрационный №  4757).

Помимо СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» дезинфекционная деятельность регламентируется в том числе следующими нормативными правовыми актами РФ:

1. Санитарно-эпидемиологические требования СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологических требований к организации и проведению дератизационных мероприятий», которые утверждены постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 сентября 2014 года № 58 (зарегистрировано в Минюсте России 25 февраля 2015 года, регистрационный № 36212).

2. СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение», которые утверждены постановлением главного  государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июня 2017 года №  83 (зарегистрировано в Минюсте России 27 сентября 2017 года, регистрационный №  48345).

В связи с этим обращаем внимание заказчиков и уполномоченных органов на то, что согласно пункту 3.1 СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» услуги по дератизации  и дезинсекции относятся к дезинфекционной деятельности.

При этом в разделе II СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» устанавливаются специальные требования к помещениям, используемым при осуществлении данного вида деятельности:

- помещениям для хранения дезинфекционных средств

- помещениям для персонала, осуществляющего дезинфекционную деятельность;

-  помещениям для выдачи дезинфекционных средств.

В соответствии с подпунктом г) пункта 7 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291, при получении лицензии на дезинфектологию соискатель лицензии предоставляет сведения о наличии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным этих помещений, необходимых для оказания услуг.

Именно адреса этих помещений, необходимых для оказания дезинфекционной деятельности, и указываются в лицензии  на осуществление этого вида деятельности.

Естественно, заказчикам вопреки доводам, поступающим запросов, не требуется оказание услуг по месту нахождения организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность.

Услуги должны быть оказаны на объектах заказчика, указанных в описании объекта закупки, на которых, естественно, отсутствуют:

- помещения для хранения дезинфекционных средств;

- помещения для персонала, осуществляющего дезинфекционную деятельность;

-  помещения для выдачи дезинфекционных средств.

Так как это не является профильным видом деятельности заказчиков в соответствии с действующим законодательством РФ.

При этом в силу прямого указания действующего законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии – пункта 3.3 СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности»,  п. 2.1-2.5 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологических требований к организации и проведению дератизационных мероприятий»  и п. 2.2  СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение» мероприятия по дератизации и дезинсекции могут проводиться на объектах заказчика.

То есть не по месту нахождения помещений для хранения дезинфекционных средств и их выдачи, а также помещений для персонала, осуществляющего дезинфекционную деятельность, адрес которых указывается в лицензии.

При таких обстоятельствах какие-либо объективные и законные основания для внесения предлагаемых   автором (исполнителем) запроса изменений в положения в документацию о закупке отсутствуют.

Более того, установив предлагаемые незаконные требования к участникам закупки, заказчик допустит нарушение части 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, поскольку такие действия повлекут за собой незаконное ограничение количества участников закупки.

Указанные особенности действующего законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в том числе требования СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», на которые ссылается Верховный Суд РФ  в своём определении от 12.01.2018 г. по делу № А23-840/2016, необходимо учитывать при формировании закупочной документации на оказание услуг по дератизации и дезинсекции.

 

изменения в порядке обжалования закупок в 2018 годуАвтор:  Дон Виктор Викторович, директор Балтийского тендерного центра,

юрист-практик, эксперт в сфере закупок 

тел.: +7 911 46 09 401 (c 09.00 до 18.00 (время мск - 1)), e-mail: dir@baltictender.ru 

©Информационный портал закупок

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти