Единое типовое положение о закупках может стать альтернативой изменению законодательства

Единое типовое положение о закупках может повысить эффективность процедуры, обеспечить ее прозрачность и позитивно повлиять на развитие добросовестной конкуренции. В то же время введение ТПОЗ может привести к росту издержек организации. Целесообразность введения единого регламента эксперты обсудили на круглом столе, организованном Аналитическим центром.  Открывая круглый стол, руководитель Управления конкурентной политики и методологии закупок АЦ Павел Тихомиров пояснил, что вопрос необходимости создания единого типового положения о закупках АЦ изучает по поручению Правительства России. Он добавил, что сейчас типовое положение может утверждаться только...Единое типовое положение о закупках может повысить эффективность процедуры, обеспечить ее прозрачность и позитивно повлиять на развитие добросовестной конкуренции. В то же время введение ТПОЗ может привести к росту издержек организации. Целесообразность введения единого регламента эксперты обсудили на круглом столе, организованном Аналитическим центром.

Открывая круглый стол, руководитель Управления конкурентной политики и методологии закупок АЦ Павел Тихомиров пояснил, что вопрос необходимости создания единого типового положения о закупках АЦ изучает по поручению Правительства России. Он добавил, что сейчас типовое положение может утверждаться только органами власти и распространяться на их подведомственные организации: бюджетные, автономные учреждения и унитарные предприятия. У компаний с госучастием таких полномочий нет, но они идут по пути утверждения так называемых «отраслевых» положений с последующим присоединением их дочерних и зависимых обществ.  Эксперты АЦ провели опрос среди заказчиков и выяснили, что за типовые ПОЗ в большей степени выступают органы власти. Свою позицию они аргументируют тем, что типовое положение унифицирует закупочные процедуры и формирует единую правоприменительную практику. Противники такого подхода считают, что типовое положение не будет учитывать специфику деятельности отдельных заказчиков, что приведет к снижению гибкости закупок. В результате увеличатся административные издержки заказчика на соблюдение требований типового ПОЗ.

При этом, по словам Тихомирова, среди респондентов на типовые способы закупок в 2020 году приходится 77% по количеству и 95,5% по сумме процедур. «Из нетиповых способов наиболее используемым является «мелкая закупка» - 17% случаев от всех неконкурентных процедур», - пояснил эксперт.

Начальник контрольного управления Правительства Новосибирской области Светлана Шарпф рассказала об опыте региона по введению типового положения о закупках. По ее словам, в 2013 году были разработаны методические рекомендации, а в конце 2017 года в тесном взаимодействии с заказчиками правительство утвердило типовое положение. «В итоге более чем в 2 раза увеличилась доля конкурентных закупок, а количество неконкурентных сократилось», - отметила Шарпф.

Аналогичный путь прошла и Самарская область, добавила и.о. руководителя Главного управления организации торгов региона Мария Карелина. «Типовое положение дает предпринимательскому сообществу одинаковые, понятные, прозрачные правила игры, но типовые положения должны учитывать специфику организации», - пояснила эксперт.

Структурированное ТПОЗ позволит унифицировать обоснование осуществления закупки у единственного поставщика и определение сроков проведения процедуры, отметил начальник Управления контроля в сфере закупок Главного контрольного управления Москвы Степан Цуканов.

Проблема регламентирования сроков проведения закупок беспокоит и поставщиков, добавила генеральный директор ООО «Тендер Молл» Татьяна Петрова. «Сейчас нет единых сроков проведения закупок и подведения итогов. Это вызывает сложности с ценами: если за время проведения торгов они вырастут, поставщик будет работать себе в убыток. Единое положение поможет в решении этих проблем», - отметила Петрова.

Однако, по мнению проректора – начальника управления мониторинга и ресурсного обеспечения закупок МГУ Ольги Миронюк, введение единого типового положения не решит существующие проблемы поставщиков и заказчиков. Для этого необходимо оптимизировать 223-ФЗ. «223-ФЗ превратился в хаотично регулированный закон. Надо оптимизировать закон, чтобы он помогал удовлетворять цели заказчика конкурентными способами», - подчеркнула Миронюк.

В ходе круглого стола эксперты прошли опрос, результаты которого показали, что большинство участников закупок согласны, что типовые ПОЗ способствуют снижению коррупции, позволяют сократить число нарушений и ошибок, а также обжалований действий заказчиков и повышают уровень конкуренции. Эксперты согласились, что типовые ПОЗ могут повысить издержки организации.

Тихомиров выступил с предложением разработать несколько различных типовых ПОЗ: для подведомственных органам власти учреждений и организаций и для дочерних и зависимых обществ компаний с госучастием и госкорпораций. При этом, по его мнению, такие типовые положения могут не распространяться на крупные компании, которые уже эффективно работают в рамках собственных внутренних или отраслевых положений.  «Конструкция такого типового положения должна содержать вариативность наряду с обязательными пунктами, что позволит заказчикам корректировать правила с учетом особенностей своей деятельности. При этих условиях, развитие инструмента типового ПОЗ станет возможным и будет альтернативой внесения изменений в 223-ФЗ», - резюмировал Тихомиров.

Источник: Аналитический центр при Правительстве РФ

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти