Правительство утвердило положение о Единой информационной платформе управления данными

До конца 2021 года в России заработает Единая информационная платформа национальной системы управления данными. Её основная задача – улучшить для...До конца 2021 года в России заработает Единая информационная платформа национальной системы управления данными. Её основная задача – улучшить для граждан качество и доступность государственных и муниципальных услуг.

Положение о новой системе утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Речь идёт о создании платформы, которая объединит информацию из множества государственных систем, реестров и баз. Она в том числе систематизирует данные Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра недвижимости, Государственного реестра транспортных средств, Пенсионного фонда.

Сведения, содержащиеся в этих ресурсах, сейчас рассредоточены по разным базам данных, которые обновляются недостаточно быстро, а права доступа к информации регулируются отдельными соглашениями и не объединены общими правилами. Поэтому, к примеру, чтобы собрать бумаги для продажи квартиры, дачи или автомобиля, нужно потратить немало времени и сил. Запуск новой платформы ускорит обмен информацией между государственными структурами, а значит – и сам процесс оказания гражданам тех или иных услуг.

Система позволит не только интегрировать все данные на единой платформе, но и определить источники юридически значимых сведений, постоянно контролировать их достоверность, актуальность и непротиворечивость.

Оператором новой платформы назначено Минцифры.

Источник: Правительство РФ

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 14 мая 2021 г. № 733


МОСКВА


Об утверждении Положения о федеральной государственной
информационной системе "Единая информационная платформа
национальной системы управления данными" и о внесении изменений
в некоторые акты Правительства Российской Федерации


Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о федеральной государственной информационной системе "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" (далее - Положение);
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Определить Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
оператором федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" (далее - единая информационная платформа);
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в части совершенствования процессов управления государственными данными по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, а также в части систематизации и гармонизации информации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
3. Определить Министерство экономического развития Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по определению требований к порядку формирования и расчета показателей, собираемых и предоставляемых с использованием подсистемы информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы, в рамках своих полномочий.
4. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить:
порядок управления качеством государственных данных с использованием единой информационной платформы;
порядок представления государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы и обмена государственными данными с использованием витрин данных органов государственной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами (далее - витрины данных);
порядок подключения к единой информационной платформе;
порядок управления моделью государственных данных с использованием единой информационной платформы, включая формирование и ведение указанной модели, и реестра информационных ресурсов по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;
порядок создания и ведения витрин данных.
5. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления представить в Правительство Российской Федерации графики создания витрин данных, подключения к единой информационной платформе с учетом ее технической готовности, а также представления государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы, согласованные с федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в части государственных данных, обладателями которых они являются.
6. Федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации в соответствии с Положением, порядками, указанными в пункте 4 настоящего постановления, и графиками, указанными в пункте 5 настоящего постановления, обеспечить подключение к единой информационной платформе, создание витрин данных, представление государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы.
7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам управления территориальными государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, иным органам и организациям осуществлять подключение к единой информационной платформе и ее использование, а также создание витрин данных и представление государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы в соответствии с Положением и порядками, указанными в пункте 4 настоящего постановления.
8. Установить, что мероприятия, предусмотренные Положением, осуществляются федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в рамках установленных полномочий и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральными законами о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.


Председатель Правительства
Российской Федерации М.Мишустин


УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 мая 2021 г. № 733


П О Л О Ж Е Н И Е
о федеральной государственной информационной системе "Единая информационная платформа национальной системы управления данными"


I. Общие положения


1. Настоящее Положение определяет цели и задачи федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" (далее - единая информационная платформа), состав участников единой информационной платформы и порядок ее использования.
2. Для целей настоящего Положения применяются следующие термины и определения:
"витрина данных" - комплекс программных и технических средств, обеспечивающий загрузку, хранение и предоставление государственных данных из информационных систем органов и организаций государственного сектора другим органам и организациям государственного сектора с использованием единой информационной платформы и посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия для предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также для представления государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы;
"государственные данные" - информация, содержащаяся в информационных ресурсах органов и организаций государственного сектора, а также информационных ресурсах, созданных в целях реализации полномочий органов и организаций государственного сектора;
"инцидент качества государственных данных" - уведомление о несоответствии государственных данных правилам контроля качества государственных данных;
"модель государственных данных" - описание государственных данных, включая описание состава, структуры и взаимосвязи государственных данных, а также их обладателей;
"органы и организации государственного сектора" - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании и иные организации, наделенные в соответствии с федеральными законами полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации государственного управления в установленной сфере деятельности;
"регламентированный запрос" - описание государственных данных, передаваемых в рамках обмена государственными данными с использованием витрин данных, сформированное на основе модели государственных данных и поддерживаемое в единой системе межведомственного электронного взаимодействия;
"реестр регламентированных запросов" - перечень регламентированных запросов, сформированный с использованием единой информационной платформы;
"реестр информационных ресурсов" - информационный ресурс, содержащий информацию об информационных ресурсах и информационных системах органов и организаций государственного сектора, созданных в целях реализации их полномочий, а также в иных установленных федеральными законами целях;
"управление государственными данными" - управление моделью государственных данных и качеством государственных данных, реализуемое с использованием единой информационной платформы, предоставление государственных данных органам и организациям государственного сектора, реализуемое с использованием витрин данных, а также сбор, загрузка, обработка, хранение, визуализация и анализ государственных данных в подсистеме информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы.
Иные понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.


II. Состав и задачи единой информационной платформы


3. Единая информационная платформа входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, и создается в целях повышения эффективности обмена и использования государственных данных для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
4. Единая информационная платформа предназначена для решения следующих задач:
систематизация государственных данных;
формирование и ведение моделей государственных данных;
формирование и ведение реестра информационных ресурсов;
автоматизация процессов управления государственными данными;
обеспечение контроля качества (полноты, актуальности, непротиворечивости и связанности) государственных данных;
обеспечение сбора, визуализации и анализа государственных данных из информационных систем органов и организаций государственного сектора.
5. В состав единой информационной платформы входят следующие подсистемы:
подсистема интеграции;
подсистема контроля качества государственных данных;
подсистема ведения метаданных и управления справочниками и реестрами;
подсистема (обеспечения) информационной безопасности;
подсистема управления эксплуатацией;
подсистема "Информационный портал";
подсистема информационно-аналитического обеспечения.


III. Участники и оператор единой информационной платформы


6. Участниками единой информационной платформы являются органы и организации государственного сектора, выступающие в следующих ролях:
обладатели государственных данных;
пользователи государственных данных.
7. Обладатели государственных данных осуществляют:
формирование и ведение модели государственных данных;
представление сведений об информационных ресурсах и информационных системах, операторами которых они являются, необходимых для формирования и ведения модели государственных данных;
формирование и обеспечение возможности исполнения регламентированных запросов в части информационных ресурсов и систем, операторами которых они являются;
создание и обеспечение функционирования витрин данных с применением типового тиражируемого программного обеспечения витрин данных, являющегося частью единой системы межведомственного электронного взаимодействия, или (при наличии технической готовности) без его применения;
настройку ограничений доступа к государственным данным, хранящимся на витрине данных или в подсистеме информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
представление государственных данных, описанных в модели государственных данных;
обеспечение качества представляемых государственных данных, в том числе путем оперативного реагирования на инциденты качества государственных данных.
8. Пользователи государственных данных осуществляют:
просмотр моделей государственных данных и сведений, содержащихся в реестре информационных ресурсов;
формирование заявок на создание или изменение регламентированных запросов к государственным данным в целях оказания государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
формирование заявок на создание или изменение регламентированных запросов к государственным данным в целях представления государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы;
обработку и анализ государственных данных, размещенных в подсистеме информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы, в том числе загруженных из витрин данных.
9. Оператор единой информационной платформы обеспечивает:
бесперебойное функционирование единой информационной платформы;
предоставление доступа к единой информационной платформе;
методическую поддержку процессов формирования и ведения моделей государственных данных, формирования регламентированных запросов, создания и обеспечения функционирования витрин данных;
анализ моделей государственных данных и подготовку предложений по их оптимизации и развитию;
контроль и согласование моделей государственных данных;
сбор, загрузку, обработку, хранение и визуализацию государственных данных в подсистеме информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, о коммерческой и иной охраняемой законом тайне;
регулярный мониторинг соответствия установленным правилам контроля качества государственных данных, размещенных на витринах данных и в подсистеме информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы, формирование инцидентов качества государственных данных;
контроль за соблюдением порядка управления качеством государственных данных с использованием единой информационной платформы.


IV. Порядок использования единой информационной платформы


10. Предоставление доступа к единой информационной платформе осуществляется оператором единой информационной платформы в соответствии с порядком подключения к единой информационной платформе, утверждаемым Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
11. Представление государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы осуществляется обладателями государственных данных в соответствии с порядком представления государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы и обмена государственными данными с использованием витрин данных, утверждаемым Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
12. В целях организации работы по управлению государственными данными участники единой информационной платформы принимают организационные меры, предусматривающие определение уполномоченных лиц, ответственных за обеспечение управления государственными данными с использованием единой информационной платформы, а также за реализацию иных обязанностей, предусмотренных настоящим Положением.
13. В единой информационной платформе не допускается обработка сведений, составляющих государственную тайну.
14. Информация, содержащаяся в единой информационной платформе, подлежит защите в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных и законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне.


____________


УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 мая 2021 г. № 733


И З М Е Н Е Н И Я,
которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации


1. В Положении о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 38, ст. 4823; 2013, № 45, ст. 5827; 2014, № 12, ст. 1303; № 48, ст. 6862, 6876; 2016, № 34, ст. 5243; 2017, № 30, ст. 4672; № 41, ст. 5981; 2020, № 37, ст. 5722):
а) абзац первый пункта 5 дополнить словами ", формируемых в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" (далее - единая информационная платформа)";
б) подпункт "ф" пункта 6 изложить в следующей редакции:
"ф) обеспечение обмена данными между органами и организациями с использованием регламентированных запросов на декларативных языках программирования в соответствии с техническими требованиями, а также с применением органами и организациями типового тиражируемого программного обеспечения, предназначенного для предоставления государственных данных из информационных систем участников взаимодействия другим участникам взаимодействия, их трансформации, загрузки, хранения и обработки регламентированных запросов (далее - типовое программное обеспечение витрин данных), являющегося частью системы взаимодействия или иного программного обеспечения, реализующего функциональность типового программного обеспечения витрин данных;";
в) в пункте 7:
подпункт "е" дополнить словами ", в том числе с единой информационной платформой";
дополнить подпунктом "з" следующего содержания:
"з) формирование единой матрицы доступа к сведениям и данным участников взаимодействия с использованием информации из реестра видов сведений, единого электронного сервиса, а также информации, содержащейся в единой информационной платформе, в том числе в реестре регламентированных запросов.";
г) пункт 9 дополнить подпунктом "и" следующего содержания:
"и) утверждение технических требований к типовому программному обеспечению витрин данных, включая порядок его использования, а также технических требований к программному обеспечению участников взаимодействия, реализующему функциональность типового программного обеспечения витрин данных.".
2. Подпункт "а" пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. № 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 24, ст. 3503; № 44, ст. 6274; № 49, ст. 7284; 2012, № 39, ст. 5269; 2013, № 27, ст. 3612; № 45, ст. 5827; № 52, ст. 7218; 2014, № 48, ст. 6876), дополнить абзацем следующего содержания:
"федеральная государственная информационная система "Единая информационная платформа национальной системы управления данными";".
3. Пункт 8 Положения о Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2018 г. № 1065 "О Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 38, ст. 5846; 2020, № 34, ст. 5484; № 35, ст. 5569), дополнить подпунктом "и" следующего содержания:
"и) принятия решений, связанных с управлением государственными данными и их передачей в подсистему информационно-аналитического обеспечения федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными".".
4. В распоряжении Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 г. № 1189-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 23, ст. 3041):
а) в разделе VII Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными, утвержденной указанным распоряжением, абзацы седьмой - тринадцатый признать утратившими силу;
б) в плане мероприятий ("дорожной карте") по созданию национальной системы управления данными на 2019 - 2021 годы, утвержденном указанным распоряжением:
в пункте 3 в графе "Ответственные исполнители" слова "Минкомсвязь России" заменить словами "Минцифры России";
пункт 4 признать утратившим силу;
в пункте 5:
в графе "Ответственные исполнители" слова "Минкомсвязь России, Минфин России, Минэкономразвития России" заменить словами "Минэкономразвития России, Минцифры России, Минфин России";
в графе "Сроки исполнения" слова "до 30 сентября 2019 г." заменить словами "до 31 декабря 2021 г.";
в пунктах 6, 10, 12, 14 - 18 в графе "Ответственные исполнители" слова "Минкомсвязь России" заменить словами "Минцифры России".

 

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти