Федеральный бюджет в январе – сентябре 2017 г. получил 41,7 млрд руб. незапланированных доходов.

Счетная палата подготовила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета, оперативную информацию о ходе исполнения консолидированных бюджетов регионов и бюджетов внебюджетных фондов за январь – сентябрь 2017 г. Полные версии документов доступны по ссылке. Ниже приведены некоторые показатели, содержащиеся в них.     Федеральный бюджет   Объем ВВП в январе – сентябре 2017 г. составил в текущих рыночных ценах 65,6 трлн руб. или 71,1% прогнозируемого объема, предусмотренного на 2017 год в Федеральном законе № 415-ФЗ (с изменениями).   Индекс промышленного производства в январе – сентябре 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. составил 101,8%.   Средняя цена на нефть марки «Юралс» в январе – сентябре 2017 г. составила $50,5 за баррель, что на 27% выше, чем в аналогичном периоде 2016 г, и на 10,7 % выше среднегодовой прогнозной цены на нефть на 2017 г. За октябрь 2017 г. цена на нефть марки «Юралс» $56,36 за баррель.   Официальный курс доллара США к рублю в январе – сентябре 2017 г. составил 58,3 руб. за $1, что на 14,5 % ниже уровня января - сентября 2016 года и на 9,2% ниже годового прогноза. За октябрь 2017 г. курс доллара к рублю составил 57,73 руб. за $1.   В сентябре отмечена дефляция на уровне 0,1% (в августе – 0,5%), с начала года потребительские...Счетная палата подготовила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета, оперативную информацию о ходе исполнения консолидированных бюджетов регионов и бюджетов внебюджетных фондов за январь – сентябрь 2017 г. Полные версии документов доступны по ссылке. Ниже приведены некоторые показатели, содержащиеся в них. 

Федеральный бюджет 

Объем ВВП в январе – сентябре 2017 г. составил в текущих рыночных ценах 65,6 трлн руб. или 71,1% прогнозируемого объема, предусмотренного на 2017 год в Федеральном законе № 415-ФЗ (с изменениями). 

Индекс промышленного производства в январе – сентябре 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. составил 101,8%. 

Средняя цена на нефть марки «Юралс» в январе – сентябре 2017 г. составила $50,5 за баррель, что на 27% выше, чем в аналогичном периоде 2016 г, и на 10,7 % выше среднегодовой прогнозной цены на нефть на 2017 г. За октябрь 2017 г. цена на нефть марки «Юралс» $56,36 за баррель. 

Официальный курс доллара США к рублю в январе – сентябре 2017 г. составил 58,3 руб. за $1, что на 14,5 % ниже уровня января - сентября 2016 года и на 9,2% ниже годового прогноза. За октябрь 2017 г. курс доллара к рублю составил 57,73 руб. за $1. 

В сентябре отмечена дефляция на уровне 0,1% (в августе – 0,5%), с начала года потребительские цены выросли на 1,7%. По состоянию на 30 октября 2017 г. уровень инфляции с начала года составил 1,9%. 

Продовольственные товары по итогам сентября с начала 2017 г. подешевели на 0,1% (за аналогичный период 2016 г. – рост на 2,4%). Непродовольственные товары за указанный период подорожали на 1,8% (за аналогичный период 2016 г. – на 5,2%). Прирост цен и тарифов на услуги составил 4,1%. 

Доходы федерального бюджета в январе – сентябре 2017 г. исполнены на сумму 10,97 трлн руб. или 74,7% прогнозного годового показателя (в аналогичном периоде 2016 г. – 9,3 трлн руб. или 69,1%). В общем объеме доходов федерального бюджета нефтегазовые доходы составляют 4,3 трлн руб., ненефтегазовые доходы – 6,7 трлн руб. 

При этом за январь – сентябрь 2017 г. в федеральный бюджет поступило 129 видов доходов (за исключением доходов, полученных за рубежом), не учтенных в прогнозе поступлений, на общую сумму 41,7 млрд руб. 

Расходы федерального бюджета в январе – сентябре 2017 г. исполнены в сумме 11,3 трлн руб. или 66,7% показателя сводной росписи с изменениями (в аналогичном периоде 2016 г. – 10,8 трлн руб. или 66,2%). 

Исполнение федерального бюджета в январе – сентябре 2017 г. происходило в рамках реализации поручения Правительства России о принятии исчерпывающих мер по обеспечению равномерного и эффективного использования средств федерального бюджета в 2017 г. 

Однако, как и в предыдущие годы, в январе - сентябре 2017 г., отмечается неравномерное исполнение расходов федерального бюджета в течение финансового года. 

На низком уровне исполнены расходы по направлениям: «Физическая культура и спорт» – 51,7%, «Культура, кинематография» – 54,1%, «Национальная экономика» – 56,1%, «Общегосударственные вопросы» – 59,9%, «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 60 %. 

По 56 главным распорядителям (59,6 % общего количества) расходы исполнены в диапазоне от 21,7% до 66,7% показателя сводной росписи с изменениями. 

Наименьший уровень исполнения расходов бюджета отмечен по Минвостокразвития России – 21,7%, ФАДН России – 21,8%, Росаккредитации – 31,1%, Минкомсвязи России – 34%, Минтрансу России – 44,4%, Минэнерго России – 44,8%, Росавиации – 45%, Управлению делами Президента России – 49,2%, ФГБУК «Государственный Эрмитаж» – 49,8%. 

По ряду главных распорядителей по отдельным направлениям расходов отмечается низкий уровень исполнения бюджетных ассигнований на 2017 г., при этом в прогнозе кассовых выплат по расходам федерального бюджета на 2017 г. по тем же направлениям расходов на январь – сентябрь 2017 г. предусмотрены значительно большие объемы бюджетных ассигнований, что свидетельствует о недостаточном качестве прогнозирования расходов главными распорядителями средств федерального бюджета. 

Анализ информации о принятых главными распорядителями мерах по обеспечению равномерного и эффективного расходования средств федерального бюджета, включенной в состав пояснительной записки к отчету об исполнении федерального бюджета за первое полугодие 2017 г., показал, что по отдельным главным распорядителям по-прежнему, несмотря на низкий уровень достижения плановых значений показателей, сведения о принимаемых ими мерах по обеспечению исполнения указанного поручения отсутствуют. 

Исходя из уровня исполнения расходов федерального бюджета за январь - сентябрь 2017 г. с учетом оценки Минфином России ожидаемого исполнения расходов федерального бюджета за 2017 г. (17 трлн руб.), объем расходов федерального бюджета в IV-м квартале 2017 г. составит 5 740,7 млрд руб. или 33,8% ожидаемого объема расходов, что на 129,2 млрд руб. выше расходов IV-го квартала 2016 г. (5 611,5 млрд руб. или 34,2% общего объема расходов 2016 г.). 

По состоянию на 1 октября 2017 г. в соответствии с решениями Правительства России выделено из резервного фонда Правительства России средства в объеме 174 млрд руб., в т.ч. на реализацию мероприятий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития России, – 107,5 млрд руб.; на оказание финансовой помощи бюджетам регионов – 32,3 млрд руб., а также на реализацию иных мероприятий – 34,2 млрд руб. 

По состоянию на 1 октября 2017 г. объем резервного фонда Правительства России составляет 16,5 млрд. руб. 

Межбюджетные трансферты бюджетам регионов за январь – сентябрь 2017 г. исполнены на 1,1 трлн руб. или 70,3% предусмотренного годового объема. Объем межбюджетных трансфертов регионам увеличился на 6,3% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. 

Расходы федерального бюджета на реализацию госпрограмм (открытая часть) по состоянию на 1 октября 2017 г. исполнены в сумме 5,4 трлн руб. или 65,3% показателя сводной росписи с изменениями (в аналогичном периоде 2016 г. – 5,3 трлн руб. или 64,7%). Наименьший уровень исполнения (менее 40%) отмечен по госпрограммам: «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (20,7%), «Реализация государственной национальной политики» (28,4%), «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 – 2030 годы» (32,1%), «Развитие авиационной промышленности на 2013 – 2025 годы» (32,8%), «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года» (38,3%), «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 – 2020 гг. (39,2%). 

Расходы на реализацию приоритетных проектов (программ) по направлениям, одобренным Советом при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам, по состоянию на 1 октября 2017 г. исполнены в сумме 96,7 млрд руб. или лишь 50,1% показателя сводной росписи с изменениями. Не начато исполнение расходов по приоритетному проекту «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». На низком уровне исполнены расходы по приоритетным проектам: «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» (1,5%), «Международная кооперация и экспорт в промышленности» (13,9%), «Комплексное развитие моногородов» (14,6%), «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» (18,9%), «Чистая страна» (30,1%), «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (30,6%), «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации» (37,8%). 

Всего в IV-м квартале 2017 г. в целях реализации приоритетных проектов необходимо исполнение расходов в объеме 96,2 млрд руб. или практически 50% расходов, предусмотренных на их реализацию сводной бюджетной росписью по состоянию на 1 октября 2017 г. 

Расходы федерального бюджета на реализацию ФАИП в январе – сентябре 2017 г. исполнены в общей сумме на 381,1 млрд руб. или лишь 50,1% объема доведенных лимитов бюджетных обязательств (оперативная информация). Кроме того 2 из 56 главных распорядителей средств федерального бюджета, которым были доведены ЛБО на реализацию ФАИП, не начато осуществление расходов на реализацию программы, по 34 главным распорядителям кассовое исполнение расходов на ФАИП осуществлено на уровне менее 50,1% объема ЛБО. 

Контрактуемые расходы федерального бюджета (открытая часть) за январь – сентябрь 2017 г. исполнены в сумме 1,3 трлн руб. или 57,8% доведенных ЛБО. На федеральном уровне заключено 552,8 тыс. контрактов, что на 6,8% меньше, чем в аналогичном периоде 2016 г. При этом общая стоимость заключенных контрактов за январь – сентябрь 2017 г. увеличилась по сравнению с аналогичным показателем в 2016 г. на 16,4%. Объем контрактов (по сумме), заключенных по итогам закупки у единственного поставщика, увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.: с 337,5 млрд руб. (28,1% объема контрактов) до 405,6 млрд руб. (28,9%). Экономия средств на федеральном уровне по результатам осуществления процедур закупок составила 4,6% (в аналогичном периоде 2016 г. – 8%). 

Расходы федерального бюджета на взносы в уставный капитал АО, имущественные взносы и субсидии госкорпорациям и госкомпании составили 287,4 млрд руб. или 65,2 % показателя сводной бюджетной росписи. Следует отметить, что Минтрансом России осуществлен один из трех взносов в уставный капитал ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» в объеме 2 млрд руб. или 17,5% показателя сводной росписи с изменениями, Минпромторгом России осуществлены два из девяти взносов в уставный капитал АО в сумме 0,98 млрд руб. или 5,2% показателя сводной росписи с изменениями. 

Дефицит федерального бюджета по итогам января – сентября 2017 г. составил 297,1 млрд руб. (0,3 % утвержденного ВВП). Финансирование дефицита в основном обеспечено за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации. 

Объем средств Резервного фонда в рублем эквиваленте в январе – сентябре 2017 г. увеличился на 1,5% до 986,7 млрд руб., объем средств ФНБ в рублевом эквиваленте снизился на 3,4% до 4,2 трлн руб. В сентябре 2017 г. средства ФНБ в объеме 164,2 млрд руб. использованы на обеспечение сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда России. 

Государственный долг России в январе – сентябре 2017 г. увеличился на 6,7% и составил 11,9 трлн руб. Объем государственного внешнего долга России за январь – сентябрь 2017 г. увеличился на 18,2 млн долларов США или на 0,04% и составил 51,2 млрд долларов США, при этом в рублевом эквиваленте его объем сократился на 4,3% и составил 2,97 трлн руб. 

С 8 февраля 2017 г. Федеральным казначейством осуществляются операции по покупке/продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. На 1 октября 2017 г. приобретено иностранной валюты на 409,3 млрд руб. (3 184,3 млн долларов США, 2 888,2 млн евро и 557,3 млн фунтов стерлингов).

 

Региональные бюджеты 

Доходы бюджетов регионов в январе-сентябре 2017 г. сложились в сумме 7,6 трлн руб. или 74,6% годового показателя, расходы – 7,1 трлн руб. (63,2%), профицит составил 502,8 млрд руб. При этом с суммарным дефицитом в объеме 54,7 млрд руб. исполнены бюджеты 32 регионов. 

Поступления налога на прибыль организаций в бюджеты регионов в январе-сентябре 2017 г. выросли по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. на 8,8% и составили 1,9 трлн руб. Поступления НДФЛ выросли на 7,9% и составили 2,3 трлн руб. 

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам регионов в январе-сентябре 2017 г. перечислены в сумме 1,2 трлн руб. или 67% годового показателя. В указанном объеме дотации составили 546,2 млрд руб., субсидии – 243,5 млрд руб., субвенции – 242,5 млрд руб., иные межбюджетные трансферты – 114,2 млрд руб. 

Бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам регионов в январе-сентябре 2017 г. перечислены с сумме 188 млрд руб. или 66,2% годового показателя. Объем бюджетных кредитов, возвращенных регионами в федеральный бюджет, составил 188,6 млрд руб., в т.ч. 88,7 млрд руб. возвращено в связи с несоблюдением регионами условий соглашений о предоставлении бюджетных кредитов. 

Государственный долг регионов в январе – сентябре 2017 г. составил 2,2 трлн руб., снизившись с начала года на 6%. Снижение общего объема государственного долга регионов связано с уменьшением госдолга регионов по кредитам от кредитных организаций на 33%. 

Расходы консолидированных бюджетов регионов на обслуживание государственного и муниципального долга в январе – сентябре 2017 г. снизились по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. на 12% и составили 101,8 млрд руб. Значительное снижение затрат на обслуживание долговых обязательств обусловлено увеличением доли бюджетных кредитов с процентной ставкой в размере 0,1% годовых.

 

ПФР 

С 2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование переданы ФНС России. 

В целом за 9 месяцев 2017 г. в бюджет ПФР поступили доходы в объеме 6,1 трлн руб. (за 9 месяцев 2016 г. – 5,6 трлн руб.). 

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование зачислены в бюджет ПФР в объеме около 3,2 трлн руб., что на 222,8 млн руб. (7,5%) больше поступлений аналогичного периода 2016 г. Уровень поступлений страховых взносов к общему объему прогнозируемых страховых взносов за 9 месяцев 2017 г. составил 72,4% (за 9 месяцев 2016 г. – 72,3%). 

По состоянию на 1 сентября 2017 г., по данным ФНС России, перед бюджетом ПФР сформировалась задолженность по страховым взносам в объеме 620,6 млрд руб. 

Основная доля этой задолженности (563 млрд руб. или 91%) сложилась за расчетные периоды до 1 января 2017 г. 

По данным ФНС России, из задолженности, образовавшейся до 1 января 2017 г., за 9 месяцев 2017 г. поступило в бюджет ПФР более 95 млрд руб. 

Из федерального бюджета в бюджет ПФР поступило 2,8 трлн руб. или 74,3% предусмотренных межбюджетных трансфертов. 

Средства федерального бюджета в общем объеме доходов бюджета ПФР на 1 октября 2017 г. составили 46,2% (в аналогичном периоде 2016 г. 44,9%). 

Межбюджетный трансферт из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование поступил в бюджет ПФР в объеме 694,5 млрд руб. (70,2% запланированных) и составил 11,4% общего объема доходов ПФР (на 1 октября 2016 г. – 13,4 %). 

В январе – сентябре 2017 г. ПФР израсходовано 6 трлн руб. (в январе-сентября 2016 г. – 5,7 трлн руб.). 

Анализ показал низкий уровень расходов на капитальные вложения в объекты государственной собственности (135,15 млн руб., или 15,2% запланированного объема средств (890,12 млн руб.). Это создает риски неосвоения средств, предусмотренных на данные цели. Традиционно, на низком уровне исполнены расходы на компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории России (165,50 млн руб. или 55,7% утвержденного показателя). 

Расходы на пенсионное обеспечение по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. увеличились на 471 млрд руб. (9,9%). Это обусловлено предоставлением пенсионерам единовременной денежной выплаты в размере 5 тыс. руб., индексацией с 1 февраля 2017 г. страховых пенсий неработающих пенсионеров, повышением стоимости пенсионного коэффициента с 1 апреля 2017 г., увеличением численности получателей страховых пенсий, а также снижением численности работающих пенсионеров. 

С 1 августа 2017 г. в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» Фондом произведено уточнение размеров страховых пенсий по данным индивидуального персонифицированного учета застрахованного лица на основании сведений о сумме страховых взносов по состоянию на 31 декабря 2016 г. (корректировка) в отношении 11,83 млн пенсионеров (в 2016 г. – в отношении 12,9 млн чел.). Средний размер увеличения страховой пенсии в результате корректировки составил 168,78 руб. (в 2016 г. – 149 руб.). 

В 2017 г. федеральную социальную доплату к пенсии получают 3,9 млн неработающих пенсионеров в 69 субъектах Российской Федерации и г. Байконуре. По сравнению с началом года численность получателей данной доплаты снизилась на 248,1 тыс. чел. 

Анализ показал, что наибольшая численность пенсионеров, получающих федеральную социальную доплату к пенсии, в Краснодарском крае (246,42 тыс. чел.), Ростовской области (198,44 тыс. чел.) Республике Башкортостан (137,67 тыс. чел.), Республике Дагестан (125,77 тыс. чел.), наименьшее – в городе федерального значения Севастополе (11,27 тыс. чел.), Республике Калмыкия (11,23 тыс. чел.), Республике Алтай (12,46 тыс. чел.). 

Расходы на предоставление материнского (семейного) капитала составили 226,7 млрд руб. (68,7%  утвержденного показателя). 

По состоянию на 1 октября 2017 г., по информации ПФР, выдано более 8,1 млн государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, в том числе за январь – сентябрь 2017 г. – 529,24 тыс. сертификатов (за январь-сентябрь 2016 г. – 674,50 тыс. сертификатов). С начала реализации программы средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала распорядились более 5,2 млн семей, имеющих детей или 64,3 % семей, получивших сертификат. 

Бюджет ПФР за 9 месяцев 2017 г. исполнен с дефицитом в объеме 6,2 млрд руб. 

Остатки средств на счетах в органе Федерального казначейства составили около 294 млрд руб. По оценке Счетной палаты остаток неиспользованных средств в бюджете ПФР значительно увеличится, что обусловлено поступлением задолженности, образовавшейся за расчетные периоды до 1 января 2017 г. (администрируемой ФНС России), а также увеличением поступлений страховых взносов в связи с увеличением прогнозируемого Минэкономразвития России фонда оплаты труда. 

 

ФСС 

С 2017 г. Фонд социального страхования РФ (ФСС) является администратором страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством переданы ФНС России. 

За 9 месяцев 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. наблюдается положительная динамика по исполнению доходной части бюджета ФСС. 

В целом кассовое исполнение по доходам на 1 октября 2017 г. составило 216,3 млрд руб., или 33,7% прогнозируемого объема доходов (на 1 октября    2016 г. – 23,8%). 

Страховые взносы по двум видам обязательного соцстрахования поступили в объеме 239,49 млрд руб. или 41% прогнозного показателя (на 1 октября 2016 г.– 202,81 млрд руб. или 35,7%). 

Уровень поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. увеличился на 5,8 процентного пункта и составил 34,4% прогнозного показателя. 

Уровень поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний увеличился на 2,2 процентного пункта и составил 71,8% прогнозного показателя. 

По данным ФНС России, на 1 сентября 2017 г. перед бюджетом ФСС образовалась задолженность по страховым взносам по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в объеме 12,2 млрд руб., из которой почти 70% (8,5 млрд руб.) составила задолженность, образовавшаяся за расчетные периоды до 1 января 2017 г. 

Объем задолженности по страховым взносам от несчастных случаев на производстве, по данным ФСС, составил 7 млрд руб., увеличившись за полгода 2017 г. на 9,8%. 

Фондом в целях инвестирования средств резерва страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 9 месяцев 2017 г. размещено 66,84 млрд руб., получены доходы от инвестирования резерва в объеме 3,57 млрд руб., или 108,6% прогнозируемого объема. 

Из федерального бюджета в бюджет ФСС перечислены межбюджетные трансферты в объеме 35,6 млрд руб. (82,8% утвержденного показателя). 

Кассовые расходы бюджета ФСС исполнены за 9 месяцев 2017 г. в объеме 176,9 млрд руб., или 25,9% утвержденного показателя (за 9 месяцев 2016 г. – 156,47 млрд. руб., или 23,6%). Рост расходов по сравнению с 2016 г. обусловлен, в основном, увеличением количества территориальных органов ФСС, перешедших с «зачетного механизма» на прямые выплаты социальных пособий. 

За 9 месяцев 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. наблюдается снижение уровня расходов на обеспечение финансово-хозяйственной деятельности Фонда. 

Так, на 1 октября 2017 г. расходы в рамках инвестиционной программы государственных капитальных вложений в объекты капитального строительства составили 157,66 млн руб. или 42,9% предусмотренного объема. 

Основная доля расходов (194,58 млн руб. или 52,9 %) предусмотрена на вложения в объекты капитального строительства ФБУ центрам реабилитации. Фактическое освоение средств центрами реабилитации за 9 месяцев 2017 г. составило всего 20,94 млн руб. или 5,7% предусмотренных средств, что создает риски нерационального использования центрами реабилитации бюджетных средств в связи с их не освоением. 

По состоянию на 13 октября 2017 г. территориальными органами ФСС заключены госконтракты на приобретение ТСР на сумму 16,85 млрд руб., в стадии подписания находятся госконтракты на сумму 626,3 млн руб., израсходовано на выплату компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом ТСР - 2,75 млрд руб. 

В целом за 9 месяцев 2017 г. кассовые расходы на обеспечение инвалидов ТСР составили 12,76 млрд руб. или 54,9% утвержденного показателя. Низкий уровень расходов не исключает риск не полного освоения средств федерального бюджета, предусмотренных на данные цели до конца 2017 г. 

На оплату стоимости путевок в санаторно-курортные организации льготной категории граждан израсходовано 2,45 млрд руб. или 53,7% показателя сводной бюджетной росписи бюджета ФСС. 

За 9 месяцев 2017 г. за приобретением путевок в санаторно-курортные организации обратились 144,14 тыс. человек, на санаторно-курортное лечение направлено 85,5 тыс. граждан льготных категорий. 

Всего за 9 месяцев 2017 г. территориальными органами ФСС приобретено 150,48 тыс. путевок в санаторно-курортные организации (на 1 октября 2016 г.– 136,37 тыс. путевок). При этом в 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. на 20,09 тыс. человек отмечается увеличение количества приобретенных путевок для сопровождающих лиц. 

Анализ показал снижение за 9 месяцев 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. расходов на оплату родовых сертификатов, что обусловлено уменьшением рождаемости (по данным Росстата, за 9 месяцев 2017 г. родилось 1 271,6 тыс. детей, за 9 месяцев 2016 г. – 1 435,3 тыс. детей). 

Бюджет ФСС за 9 месяцев исполнен с профицитом в объеме 39 млрд руб., при плановом значении дефицита 41 млрд руб. 

Остаток денежных средств на счетах ФСС на 1 октября вырос по сравнению с началом года более чем на 40 млрд руб. и составил 178,9 млрд руб.

 

ФОМС 

Согласно оперативной информации Счетной палаты на 1 октября 2017 г. бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС) исполнен по доходам в сумме 1 249 787,4 млн руб. (73,3% прогнозного объема доходов бюджета ФОМС), по расходам – в сумме 1 236 518,7 млн руб. (71,3% утвержденных бюджетных ассигнований). По итогам исполнения бюджета ФОМС в январе - сентябре 2017 г. сложился профицит в сумме 13 268,7 млн руб., что обусловлено более высоким уровнем исполнения доходной части бюджета по сравнению с запланированным, а также с неполным освоением отдельных видов расходов. 

Как показала проверка, основную долю доходов бюджета ФОМС за январь - сентябрь 2017 г. составили суммарные поступления от страховых взносов на ОМС работающего и неработающего населения - 60,8% и 37,3% соответственно. 

Поступление страховых взносов на ОМС работающего населения составило 759 909,4 млн руб. (71,7% годового прогнозного показателя), что выше аналогичного показателя за 9 месяцев 2016 г. на 58 423 млн руб. 

Страховые взносы на ОМС неработающего населения поступили в бюджет ФОМС в объеме 465 553,1 млн руб. (75,3% прогнозного годового показателя), что незначительно выше аналогичного показателя за 9 месяцев 2016 г., который составил 75% за счет поступления в доход ФОМС в сентябре 2017 г. страховых взносов за октябрь 2017 г. от Чувашской Республики, Оренбургской области и Алтайского края. 

Следует отметить, что в период январь – сентябрь 2017 г. нарушения установленного срока перечисления страховых взносов на ОМС неработающего населения были допущены 16 регионами. 

Кроме того, на 1 октября 2017 г. сложилась задолженность по страховым взносам на ОМС неработающего населения по Волгоградской области в сумме 618,1 млн руб., по Республике Ингушетия – в сумме 348,7 млн руб. 

Однако пени за несвоевременное перечисление ежемесячного взноса на ОМС неработающего населения начислены только в 6 регионах, что ставит под сомнение эффективность исполнения территориальными фондами ОМС полномочий по взысканию такой задолженности. 

В связи с наличием задолженности по уплате взносов на ОМС неработающего населения в Волгоградской области и в Республике Ингушетия субвенции на финансовое обеспечение организации ОМС в бюджеты территориальных фондов ОМС были уменьшены соответственно на 1 854,8 млн руб. и 628,7 млн руб., что создает риски по оплате оказанной медицинской помощи, формированию у медицинских организаций в данных субъектах кредиторской задолженности, в первую очередь, по заработной плате медицинским работникам. 

Поступления в бюджет ФОМС недоимок, пеней и штрафам по взносам на ОМС составили 18,2 млн руб. или 0,2% от совокупной задолженности по страховым взносам на ОМС (97 917 млн руб.), что ставит под сомнение возможность ее взыскания налоговыми органами в 2017 г. 

Основные расходы ФОМС составили: субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации - 1 150 427,6 млн руб., финансовое обеспечение оказания ВМП, не включенной в базовую программу ОМС – 67 710,2 млн руб., софинансирование расходов субъектов Российской Федерации на оплату ВМП, не включенной в базовую программу ОМС – 6 000 млн руб. 

При этом в части дотации на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации на оплату ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, выявлено, что установленная 418-ФЗ форма данного межбюджетного трансферта не предусматривает возврат его неиспользованного остатка из федерального бюджета в бюджет ФОМС. 

Также по итогам исполнения бюджета ФОМС за январь-сентябрь 2017 г. необходимо отметить существующие риски недостижения показателей Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 по заработной плате медицинских работников в условиях неперечисления средств нормированного страхового запаса ФОМС в сумме до 75 979,5 млн руб.

Источник: Счетная палата РФ

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти